Действующий

Об утверждении Устава службы на морских судах Министерства газовой промышленности

Обязанности капитана при вводе судна в эксплуатацию (выводе его из эксплуатации) и подготовке к плаванию

81. Ввод судна в эксплуатацию (вывод из эксплуатации) объявляется приказом судовладельца.

82. Перед вводом судна в эксплуатацию или выходом в море капитан обязан проверить соответствие состояния судна установленным техническим требованиям и правилам и готовность судна к выходу.

83. Капитан обязан:

(01) заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние, обеспечить техническую готовность судна к безопасному плаванию, его надлежащее снаряжение, укомплектование экипажем и снабжение всем необходимым, а также подготовить трюмы и помещения для сохранной перевозки груза или выполнения других работ;

(02) заблаговременно назначить старшему помощнику капитана и старшему механику время готовности судна к отходу;

(03) осуществлять предварительную прокладку курсов с учетом навигационных и гидрометеорологических условий, проработать навигационную часть рейса с штурманским составом;

(04) принять меры для своевременного получения прогноза погоды, извещений мореплавателям и проверить наличие откорректированных карт и пособий района плавания;

(05) проверить через лиц, ответственных за заведование, обеспечение судна в необходимом количестве топливом, водой, запасами продуктов питания и техническим снабжением;

(06) проверить правильность размещения и крепления на судне грузов и количество принятых пассажиров в соответствии с требованиями безопасности плавания, не допуская перегрузки судна сверх норм, указанных в судовых документах;

(07) в случае, если должны осуществляться буксировочные операции, лично или через старшего помощника проверить готовность судна к этим операциям.

84. Перед приемом грузов на судно капитан обязан рассмотреть предварительный грузовой план и, убедившись, что намеченный вариант загрузки обеспечивает безопасность плавания, надлежащие мореходные качества судна и сохранность груза, утвердить его. Капитан может отказаться от приема отдельных грузов, если их перевозка противоречит существующим правилам или угрожает безопасности людей, судна или груза.

85. В ходе грузовых операций капитан обязан, сообразуясь с информацией об остойчивости, обеспечить контроль за правильностью укладки и крепления грузов в трюмах и на палубе, за размещением балласта и бункера, а также за тем, чтобы нагрузка на главную палубу не превышала допустимых норм, в связи с этим капитан имеет право прекратить грузовые операции, если нарушается технология их производства или допускается отступление от грузового плана.

86. Капитан принимает от старшего помощника и старшего механика за 15 минут до назначенного времени отхода рапорт о готовности судна, о наличии на борту всего экипажа и об отсутствии посторонних лиц на судне.

87. В случае неявки кого-либо из членов экипажа или лиц, следующих на судне, к назначенному для отхода времени, капитан немедленно сообщает об этом в советских портах - диспетчеру судовладельца, а за границей - консулу СССР, с указанием фамилии, имени и отчества, должности и времени ухода с судна неявившихся лиц.

Одновременно капитан обязан принять все возможные меры к возвращению этих лиц на судно.