Действующий

О Программе развития авиации общего назначения в Санкт-Петербурге на 2016-2020 годы

1. Текущее состояние отрасли и необходимость развития авиации общего назначения в Санкт-Петербурге


Воздушный кодекс Российской Федерации определяет авиацию общего назначения (далее - АОН) как гражданскую авиацию, не используемую для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ.

В большинстве развитых стран АОН представляет собой сильный сектор гражданской авиации, сопоставимый по своей значимости с рынком коммерческих перевозок. Интерес к АОН во всем мире стремительно растет, и Российская Федерация не является исключением в данном вопросе. Однако в нашей стране деятельность АОН только развивается и до сих пор не носит массового характера, как в Европе, Канаде, Австралии, Японии, Китае.

В настоящее время в Санкт-Петербурге осуществляют авиационную деятельность 5 юридических лиц и 90 физических лиц - владельцев воздушных судов АОН. Субъекты АОН Санкт-Петербурга эксплуатируют 95 единиц авиационной техники (легкие самолеты и вертолеты, прочие летательные аппараты). Эксплуатируемая в целях АОН авиационная техника представлена воздушными судами преимущественно зарубежного производства (самолеты типа Cessna, вертолеты типа Eurocopter, Robinson, Agusta, Bell). Кроме того, в границах Санкт-Петербурга выполняются полеты в целях АОН на аэростатических воздушных судах - тепловых аэростатах и дирижаблях зарубежного производства. Выдачу разрешений на использование воздушного пространства над Санкт-Петербургом осуществляет Комитет по транспорту в рамках полномочий, определенных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.05.2012 N 568 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 226 "О Комитете по транспорту". За 2015 год Комитет по транспорту обеспечил выдачу 68 разрешений на использование воздушного пространства над Санкт-Петербургом в целях АОН.

По состоянию на конец 2015 года в Санкт-Петербурге расположены 42 посадочные площадки для вертолетов, три посадочные площадки для самолетов, три аэродрома государственной авиации "Левашово", "Пушкин" и "Горская", бывший военный аэродром "Горелово", а также один аэропорт гражданской авиации "Пулково". Монопольное положение на рынке гражданской авиации занимает международный аэропорт "Пулково", который является единственным аэропортом Санкт-Петербурга и Ленинградской области, располагающим службами таможенного и пограничного контроля, обеспечивающими возможность осуществления международных полетов воздушных судов, в том числе воздушных судов АОН. Кроме того, аэропорт "Пулково" предоставляет места базирования воздушным судам, выполняющим полеты в целях АОН. В 2015 году пассажиропоток аэропорта "Пулково" составил 13,5 млн. человек, из которых 7,9 млн. человек перевезено на внутренних воздушных линиях, 5,6 млн. человек - на международных воздушных линиях, совершено 138,3 тыс. взлетов-посадок.

В связи с прогнозируемым увеличением пассажирооборота аэропорта "Пулково" предполагается, что движение воздушных судов возрастет до 239 тыс. взлетов-посадок к 2020 году и до 304 тыс. взлетов-посадок к 2025 году. В этой связи в целях обеспечения разгрузки аэропорта "Пулково" от легкомоторной авиации возникнет необходимость создания аэродрома, обеспечивающего обслуживание легких и сверхлегких воздушных судов, используемых в целях АОН, в том числе прибывающих в Санкт-Петербург из-за рубежа. Посадочная площадка "Бычье поле", расположенная в г.Кронштадте, а также бывший военный аэродром "Горелово" являются наиболее перспективными объектами для создания на их базе центров базирования АОН.

Основная часть посадочных площадок, а также существующий аэродром "Горская", бывший военный аэродром "Горелово", посадочная площадка "Бычье поле", находящиеся в границах Санкт-Петербурга, расположены на земельных участках, вид разрешенного использования которых не предполагает размещения объектов авиационной инфраструктуры, что затрудняет их дальнейшее развитие.

Несмотря на большой потенциал АОН, в настоящее время данный сегмент гражданской авиации принимает незначительное участие в решении общественно значимых задач Санкт-Петербурга (поисково-спасательные и другие мероприятия).

За 2014/2015 учебный год на базе организаций дополнительного образования детей Санкт-Петербурга проведено 58 спортивно-массовых мероприятий, направленных на популяризацию авиационной отрасли. Число участников данных мероприятий - 974 человека. С учетом количества жителей Санкт-Петербурга указанного числа мероприятий недостаточно для вовлечения в полной мере молодежи в занятия авиационными видами спорта.

В связи с тем, что наблюдение за воздушными судами, выполняющими полеты по правилам визуальных полетов вне диспетчерской зоны аэродрома, не входит в функции органов обслуживания воздушного движения, осуществление контроля за использованием воздушного пространства над Санкт-Петербургом на высотах ниже 450 м затруднительно. В этой связи в целях повышения безопасности выполнения полетов над Санкт-Петербургом необходимо обеспечить возможность наблюдения за полетами воздушных судов на малых высотах посредством внедрения специальной системы мониторинга использования воздушного пространства.