Санкт-Петербург всегда был и остается городом, в котором соединились культура, искусство и традиции многих национальностей, людей, принадлежавшим к разным народам и этническим группам, отличающимся друг от друга своим темпераментом, нравами, обычаями, религиозными предпочтениями. Основной проблемой в деле поддержания гражданского мира и общественного согласия в Санкт-Петербурге последние годы становятся межнациональные отношения, которые обостряются в условиях активных миграционных процессов.
Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Санкт-Петербурга. Миграционная привлекательность Санкт-Петербурга по сравнению с другими регионами Российской Федерации, принимающими мигрантов, традиционно является одной из самых высоких в стране.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 19 марта 2013 года Пр-540 Федеральной миграционной службой, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, их территориальными органами при участии Росфинмониторинга и во взаимодействии с компетентными органами государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ) с 13 по 31 мая и с 23 сентября по 11 октября 2013 года проведены 2 этапа скоординированных оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций "Нелегал-2013" по противодействию незаконной миграции граждан третьих (по отношению к ОДКБ) стран, включая торговлю людьми.
Структуры Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с 11 по 15 марта 2013 года и с 13 по 17 мая 2013 года приняли участие в двух этапах целевых оперативно-профилактических мероприятий "Нелегальный мигрант" на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
За два этапа оперативно-профилактических мероприятий "Нелегальный мигрант" УФМС наложено административных штрафов на сумму - 8969 тыс. 500 рублей, взыскано - 5344 тыс. 800 рублей.
В период проведения первого и второго этапов оперативно-профилактических мероприятий "Нелегал-2013" за пределы Российской Федерации выдворено 227 иностранных граждан, депортировано 6 иностранных граждан.
Основным источником пополнения населения Санкт-Петербурга за счет миграции в современных условиях являются другие регионы Российской Федерации и страны СНГ. Город традиционно относится к трудонедостаточным регионам. Однако отсутствие четкой системы мероприятий по привлечению для работы в Санкт-Петербург российских граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации, приводит к увеличению численности привлекаемых иностранных работников. В 2011 году миграционный прирост составил 58632 человека и полностью компенсировал естественную убыль населения Санкт-Петербурга.
Согласно отчету Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области за 12 месяцев 2013 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на миграционный учет поставлено 1768099 иностранных граждан, в январе-декабре 2013 года гражданство Российской Федерации приняли 4333 (+1439) человека, из них 3086 взрослых лиц и 1247 лиц до 18 лет.
Коэффициент миграционного прироста в Санкт-Петербурге начиная с 2003 года является достаточно высоким и в 2010-2011 годах превышал уровень миграции в Москве (119 чел. и 51 чел. на 10 тыс. жителей в 2011 году). По официальным данным, основной приток мигрантов составляют граждане Российской Федерации, переместившиеся из других регионов. Санкт-Петербург привлекает значительное число трудовых мигрантов из-за рубежа. По данным 2013 года общая численность одновременно находящихся в Санкт-Петербурге иммигрантов оценивалась в 800 тыс. - 1 млн. человек (включая лиц, оседлых, в том числе получивших российское гражданство, и временно пребывающих). Общий объем трудовой миграции оценивался в 1,1 млн. человек. При этом общая численность легальных иммигрантов по информации Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области составила 250 тыс. человек. В целом трудовых мигрантов 850 тыс. человек, из которых на маятниковую миграцию в Санкт-Петербурге приходится около 450 тыс. человек. За посткризисные периоды с 2003 по 2012 гг. объем маятниковой миграции из Ленинградской области в Санкт-Петербург вырос в 4,4 раза, а из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область - в 1,7 раза. Из проживающих на территории Санкт-Петербурга мигрантов официально работают 60-70%.
От работодателей в Управление Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области поступило 163767 уведомлений о приеме на работу иностранных граждан. Основными сферами деятельности, в которых работали иностранные граждане, являлись:
по Санкт-Петербургу: сфера услуг - 43,3%, строительство - 12,4%, оптовая и розничная торговля - 9,5%, производство - 3,7%, транспорт и связь - 3,9%, сельское и лесное хозяйство - 0,8%, другие - 26,4%.
по Ленинградской области: сфера услуг - 46,6%, строительство - 12,8%, производство - 8,2%, лесное и сельское хозяйство - 7,9%, оптовая и розничная торговля - 8,6%, транспорт и связь - 2,4%, другие - 13,6%.
В 2013 году приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 566н "О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2013 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу" установлены следующие квоты на выдачу разрешения на работу иностранным гражданам: Санкт-Петербург - 156515 (квота увеличена на 1100 разрешений на работу), Ленинградская область - 68301 (квота увеличена на 14062 разрешения на работу).
За 12 месяцев 2013 года оформлено разрешений на работу 293661 (+40446; +16%) иностранному гражданину, из них 282784 или 96,2% прибыли в безвизовом порядке. В счет квоты 2013 года в Санкт-Петербурге оформлено 151223 разрешения на работу (квота исчерпана на 96,6%), в Ленинградской области - 48235 (квота исчерпана на 70,6%). Аннулировано 7450 (+4546) разрешений на работу иностранным гражданам.
Резкое увеличение числа аннулирования ранее выданных указанных документов обусловлено изменением действующего российского миграционного законодательства: с 01.09.2013 вступил в силу Федеральный закон от 23.07.2013 N 204-ФЗ, которым в часть 9_1 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" внесены изменения, расширяющие категорию иностранных граждан, которым отказывается в выдаче разрешительных документов на право осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, а ранее выданные документы аннулируются.
За 12 месяцев 2013 года депортировано 132 иностранных гражданина, 1444 иностранным гражданам сокращен срок временного пребывания на территории Российской Федерации. Существенно увеличилось количество административно выдворенных за нарушения миграционного законодательства лиц: до 5133, из них 2232 - в форме принудительного перемещения через Государственную границу Российской Федерации.
Ежегодный миграционный прирост трудовой миграции, с одной стороны, обеспечивает увеличение численности населения Санкт-Петербурга, с другой - обостряет угрозу проникновения из других государств радикальных религиозных течений, проповедующих их исключительность и насильственные методы распространения, создает предпосылки к повышению социальной напряженности в связи со сложностями социализации мигрантов, прибывающих из азиатских стран СНГ (Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан). Прибывающие из этих стран работники имеют низкий уровень профессиональной подготовки (или отсутствие таковой) и не владеют в достаточной степени, русским языком. По итогам 12 месяцев 2012 года количество преступлений, совершаемых на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области иностранными гражданами, увеличилось на 10,4% (2627), из них свыше 92,5% совершены гражданами государств-участников СНГ.
В отношении иностранных граждан в 2013 году совершено 707 преступлений, большинство которых имеют корыстно-имущественную направленность.
В январе-декабре 2013 года количество преступлений, совершаемых на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области иностранными гражданами, увеличилось на 34,3%, из них 93,7% совершены гражданами государств-участников СНГ.
При достаточно высоком уровне занятости населения Санкт-Петербурга в экономике, полностью покрыть дефицит в рабочей силе без привлечения иностранной рабочей силы (далее - ИРС) невозможно. Привлечение преимущественно низкоквалифицированной ИРС (88% от общего числа привлеченной ИРС) в экономику Санкт-Петербурга не является эффективным решением с точки зрения социально-экономического развития Санкт-Петербурга. От привлечения ИРС растут доходы городского бюджета, окупаются расходы на социальные нужды мигрантов, вместе с тем рост численности иностранных мигрантов создает дополнительную напряженность для жителей Санкт-Петербурга при использовании объектов социальной инфраструктуры (детских учреждений, школ, поликлиник, общественного транспорта).
Особенно заметный прирост численности иностранных работников просматривается на предприятиях следующих видов экономической деятельности: гостиницы и рестораны - 17,78%; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 17,06%; строительство - 13,0%. На предприятиях этих видов экономической деятельности рост оборота организаций, работ и услуг выше среднего уровня прироста валового регионального продукта в целом (121,8% и 117,9% соответственно (за исключением строительства).
По укрупненным квалификационным группам сравнение показывает, что:
в группе "высококвалифицированные работники" иностранные трудовые мигранты составляют 0,8% от общего числа занятых на производстве;
в группе "работники среднего уровня квалификации" доля иностранных трудовых мигрантов составляет 4,1%;
в группе "низкоквалифицированные работники" доля иностранных трудовых мигрантов наивысшая, более половины работающих - 58,3%.
Наблюдается недостаточное удовлетворение в потребности работодателей ИРС по 9 из 17 видов экономической деятельности, по таким укрупненным квалификационным группам, как высококвалифицированные работники и работники среднего уровня квалификации. Потребность в привлечении иностранных трудовых мигрантов доказывает растущее количество вакансий, заявляемых работодателями в органы службы занятости. Несмотря на то, что они замещаются в большей своей части российскими трудовыми ресурсами, в настоящее время остается большой простор для привлечения иностранных трудовых мигрантов. Потребность Санкт-Петербурга в привлечении иностранных работников в 2014 году составила 136232 человек. Приказом Минтруда России от 16.12.2013 N 739н для Санкт-Петербурга установлена квота на 2014 год на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в количестве 136232 разрешений.
По состоянию на 31.12.2013 медицинское освидетельствование иностранных граждан и лиц без гражданства в Санкт-Петербурге осуществляется 31 медицинской организацией. Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, прошедших медицинское освидетельствование за 2013 год, - 293273 чел., выявлены заболевания, представляющие опасность для окружающих у 748 человек, в том числе болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) у 279 человек; туберкулез у 311 человек; инфекции, передающиеся преимущественно половым путем у 359 человек.
Ежегодно Служба занятости населения Санкт-Петербурга проводит мониторинг замещения российскими гражданами вакантных рабочих мест, на которые планировалось привлечение иностранных работников. По результатам мониторинга в 2013 году на рабочие места, которые предполагалось заполнить в 2012 году иностранными работниками, работодателями принято 97346 российских граждан, из них 23495 - иногородние. Дефицит рабочей силы наблюдается в следующих областях: механизаторы - минимум 30% от требуемого количества, обслуживающий персонал 25-30%, строительные специальности 20-25%, специалисты общепита (повара) - 15%. Причиной дефицита является недостаток или отсутствие профессионального образования или отсутствие престижа и привлекательности указанных специальностей.