В регионе создана комплексная система по работе с инвесторами: для сопровождения инвестиционных проектов в режиме "единого окна" работает Фронт-офис, сформирована информационная база земельных участков и объектов инфраструктуры (ИРИС), функционируют "МФЦ для бизнеса". В Ленинградской области создано 27 индустриальных парков, городу Пикалёво присвоен статус территории опережающего социально-экономического развития. Планируется создание особой экономической зоны портового типа в Приморске Выборгского района.
Для дальнейшей активизации инвестиционной деятельности перед Ленинградской областью стоит ряд вызовов:
1) пространственная поляризация инвестиций: 2/3 инвестиционных вложений сосредоточены в четырех муниципальных образованиях Ленинградской области;
_______________
Всеволожский, Киришский, Кингисеппский районы, г.Сосновый Бор; первая половина обеспечивает 87% всех инвестиций, распределяемых по муниципальным образованиям.
2) отраслевая поляризация инвестиций: за последние три года почти 70% инвестиций обеспечено вложениями в транспорт и логистику, обрабатывающие производства, энергетику; вложения в постиндустриальные сектора (включая бюджетные инвестиции) не превышали 20%;
3) рост конкуренции за инвестора между регионами РФ: снижение налоговой нагрузки на инвестора, смягчение регуляторной политики и устранение административных барьеров, внедрение новых подходов к привлечению инвесторов (Ленинградская область за три года поднялась на 25 позиций в рейтинге инвестиционного климата АСИ, однако 100% субъектов РФ также увеличили количество баллов по данному рейтингу).
_______________
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ; организатор - АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов"; рейтинг формируется на основе опросов представителей бизнеса и включает в себя показатели состояния регуляторной среды, институтов для бизнеса, инфраструктуры и ресурсов, системы поддержки малого предпринимательства.
Основные действия (задачи) по формированию инвестиционного климата Ленинградской области будут сосредоточены на снижении административных барьеров для бизнеса, стимулировании развития постиндустриального сектора экономики, обновлении и фокусировке мер поддержки инвесторов.
Набор решений:
1) на 50% сократить сроки действий органов власти для реализации инвестиционных проектов через оцифровку процедур формирования градостроительной документации (генерального плана поселения, градостроительного плана земельного участка и др.), внедрить "пакетные" решения по формированию градостроительной документации для нужд инвестора;
_______________
Подготовка генерального плана и правил землепользования и застройки единым разработчиком и синхронизация проведения публичных слушаний по проектам.
2) снизить сроки согласований и выдачи разрешений на муниципальном уровне; провести оптимизацию внутренних процессов органов исполнительной власти Ленинградской области;
3) последовательно снизить риски, сроки и накладные расходы инвесторов при подключении к инфраструктуре; внедрить механизмы возвратного налогового финансирования;
4) пересмотреть систему мер поддержки для точечного стимулирования инвестиций, в том числе внедрить механизмы инвестиционного налогового вычета, специального инвестиционного контракта, обеспечить реализацию областного закона о региональных инвестиционных проектах;
5) заключить соглашения с ключевыми инвесторами и разработать дорожные карты по развитию городской среды на территориях присутствия таких инвесторов с совместными обязательствами органов исполнительной власти, местного самоуправления и бизнеса;
6) вовлечь в процессы поиска и сопровождения инвесторов органы местного самоуправления, повысить заинтересованность глав администраций муниципальных образований в привлечении инвестиций;
7) внедрить меры поддержки для инвесторов, реализующих проекты строительства коммерческой недвижимости (общественно-деловая, торгово-развлекательная, рекреационная, образовательные и медицинские кластеры, гибридные форматы) в агломерационной зоне и крупных населенных пунктах Ленинградской области, в том числе тестирование механизмов возвратного налогового финансирования, субсидирование, административная поддержка;
8) расширить портфель проектов государственно-частного партнерства в первую очередь в отношении водопроводно-канализационного хозяйства, спортивной и общественно-деловой инфраструктуры, строительства МФЦ на базе транспортно-пересадочных узлов.