Ключевой приоритет Ленинградской области в сфере транспорта и организации транспортного обслуживания - комплексное развитие инфраструктуры пассажирского транспорта и повышение качества оказания транспортных услуг населению.
Система организации транспортного обслуживания населения нуждается в оптимизации. До сих пор существуют населенные пункты, не обеспеченные регулярным пассажирским сообщением с административными центрами районов, что в первую очередь связано с отставанием развития дорожной сети.
Остро стоит проблема, связанная с износом и выбытием подвижного состава как железнодорожного, так и автомобильного транспорта. Проблемным вопросом является низкая рентабельность социально значимого вида деятельности - пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Это вызвано постоянным ростом эксплуатационных затрат, включая расходы на топливо.
В силу отсутствия, перегруженности или несоответствия требованиям транспортной инфраструктуры объемы пассажирских перевозок в сообщении с Санкт-Петербургом не являются достаточными для удовлетворения потребностей быстро развивающихся пригородных районов. Время следования на автомобильном транспорте из прилегающих к Санкт-Петербургу районов массовой жилой застройки вследствие перегруженности существующих автодорог и возникновения заторов составляет в среднем около одного часа.
_______________
Ежегодный социологический опрос АНО "Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области".
В Ленинградской области работают 12 автовокзалов (автостанций), находящихся в муниципальной и частной собственности, но практически ни один из них в полной мере не соответствует минимальным требованиям Минтранса России, требованиям по доступной среде для инвалидов и маломобильных групп населения, по транспортной безопасности, а программа развития автовокзалов (автостанций) отсутствует.
_______________
Приказ Минтранса России от 29.12.2015 N 387 (ред. от 22.08.2017) "Об утверждении минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций".
Стратегической целью является рост качества транспортного обслуживания населения.
Основные действия (задачи) разделены на 4 блока:
1) для Ленинградской области в целом: разработка и внедрение регионального социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, развитие пригородного железнодорожного сообщения, внедрение использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива, внедрение цифровизации в сфере транспортного обслуживания населения и развитие новых для региона видов транспорта;
2) для зон массовой жилой застройки, прилегающих к Санкт-Петербургу: развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей регулярное пассажирское сообщение с Санкт-Петербургом (включая инфраструктуру автомобильного, городского электрического, железнодорожного и внеуличного транспорта), соответствующее потребностям населения; обеспечение интеграции систем безналичной оплаты проезда и информационных сервисов для пассажиров с аналогичными системами и сервисами Санкт-Петербурга; приоритезация движения общественного транспорта над частным (исключая велосипедный);
3) для транспортного обслуживания районных центров в сообщении с Санкт-Петербургом: развитие пригородного железнодорожного сообщения; развитие сети автовокзалов (автостанций); развитие и оптимизация сети смежных межрегиональных и межмуниципальных автобусных маршрутов;
4) для внутрирайонного сообщения: подключение населенных пунктов численностью более 100 человек, не обеспеченных регулярным пассажирским сообщением с административными центрами районов, к сети автомобильных дорог общего пользования; развитие и оптимизация сети муниципальных автобусных маршрутов, ремонт и новое строительство остановочных пунктов общественного транспорта.
Набор решений для достижения цели:
1. Для Ленинградской области в целом:
1) внедрить систему мер государственной поддержки, направленных на стимулирование обновления подвижного состава пассажирского транспорта, включая гибкую политику регулирования тарифов;
2) создать сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), включающую не менее 30 объектов для реализации массового перехода транспорта на использование газомоторного топлива; предусмотреть возможность и условия создания станций электрозарядки для электробусов и электромобилей;
3) внедрить автоматизированные системы управления пассажирскими перевозками и системы безналичной оплаты проезда, информационные сервисы для пассажиров, позволяющие обеспечить контроль соблюдения расписания движения маршрутных транспортных средств и информирование пассажиров о времени их прибытия/отправления;
4) организовать новые маршруты движения пригородных поездов, в том числе поездов повышенной комфортности "Ласточка" (рисунок 2);
5) создать сеть пассажирских причалов на внутренних водных путях и организовать пассажирское сообщение;
6) создать аэропорт гражданской авиации на базе военного аэродрома Сиверский;
7) оптимизировать сеть маршрутов общественного транспорта; обеспечить согласование рейсов разных видов общественного транспорта по времени в местах пересечения их маршрутов;
8) организовать безопасные непрерывные пешеходные маршруты пересечения федеральных и региональных трасс.
Рисунок 2.
Схема и частота движения дополнительных пригородных поездов, в т.ч. поездов "Ласточка", на территории Ленинградской области