Действующий

Рекомендации по распространению в СМИ информации о случаях самоубийства

Введение


В современном обществе средства массовой информации (СМИ) играют огромную роль, оказывая значительное влияние на убеждения, поведение людей, а также отношения между ними. Публикации в СМИ о суицидах могут провоцировать подражательные самоубийства в соответствующей возрастной или социальной группе, часто называемые "эффектом заражения" или "синдромом Вертера" по аналогии с романом И.Гёте "Страдания юного Вертера" (1774 год), после публикации которого была зафиксирована волна самоубийств. В связи с этим в ряде стран Европы роман был запрещен к изданию.

Начиная с 70-х годов ХХ века "синдром Вертера" систематически исследовался на примере влияния репортажей газет и телевидения, поведения героев ряда телесериалов на суицидальную активность населения.

Так, например, многие молодые американки, последовав примеру Мэрилин Монро, пытались покончить жизнь самоубийством. В 1994 году после самоубийства солиста популярной группы "NIRVANA" Курта Кобейна был зафиксирован целый ряд самоубийств среди молодежи, основанием которого было подражание кумиру.

Во многих исследованиях, проведенных в США, Австрии, Германии, Венгрии, Австралии, Японии, была четко показана статистически положительная корреляция между регулярностью и характером освещения определенных суицидальных актов и частотой их повторов в "целевых" группах населения.

Авторы исследований выявили ряд специфических характеристик журналистских репортажей, которые могут усиливать контагиозность суицидальных действий и влиять на увеличение так называемых кластерных суицидов, возникающих у людей из непосредственного окружения суицидента или в результате освещения суицидов в прессе. Ключевым механизмом кластерных суицидов является идентификация с личностью суицидента.

Отмечено, что помещение репортажей о суициде на первые полосы изданий, использование крупного шрифта и указание на суицид в заголовке, дополнение репортажа фотографиями с места трагедии, регулярность освещения случаев конкретных суицидальных актов, романтизация и героизация суицида, придание событию сенсационного оттенка, подробное описание случаев самоубийства известных лиц усиливают вышеназванные эффекты.

Всемирная организация здравоохранения выступает за взвешенное освещение проблем суицида в СМИ. "Одним из многих факторов, которые могут подтолкнуть уязвимого человека к совершению самоубийства, нередко оказывается широкое освещение самоубийств в СМИ", - указывается в руководстве для специалистов средств массовой информации "Превенция самоубийств", 2000.

Руководства для специалистов СМИ по данной тематике существуют во многих странах (США, Австралия, Австрия, Новая Зеландия, Канада, Германия, Япония, Швейцария). Исследования, проведенные в Австрии и Швейцарии, показали, что следование указанным рекомендациям ведет к снижению количества суицидов в определенных подгруппах населения.

В то же время, благодаря своему влиянию, специалисты СМИ могут играть активную роль в распространении информации о преодолении кризисных ситуаций, доступности психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи, способствовать дестигматизации психических расстройств, тем самым предотвращая самоубийства.

Цель подготовки данного документа - снабдить специалистов СМИ рекомендациями по распространению информации о случаях самоубийства, а также предупредить об ошибках, которых следует избегать в сообщениях о самоубийстве.