Действующий

Об утверждении официальной статистической методологии по определению обобщающих показателей по статистике внутренней торговли (с изменениями на 3 апреля 2023 года)

2.4.2. Организация статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю вне рынка и ярмарок


Обследование индивидуальных предпринимателей в розничной торговле проводится ежегодно во всех субъектах Российской Федерации. При этом индивидуальные предприниматели, торгующие на розничных рынках, наблюдаются в рамках специального обследования.

Обследование индивидуальных предпринимателей проводится по форме федерального статистического наблюдения N 1-ИП (торговля) "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле". Обследование проводится по результатам деятельности за один месяц отчетного года.

Бланк формы представляет собой анкету для заполнения самим индивидуальным предпринимателем, и содержит минимальный перечень следующих показателей:

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Росстата от 3 апреля 2023 года N 148. - См. предыдущую редакцию)

- объем выручки (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

- доля выручки, полученной от определенного вида деятельности, в общем объеме;

- распределение выручки от розничной продажи товаров по кварталам отчетного года;

- численность работающих в бизнесе;

- стоимость товаров, приобретенных для продажи населению;

- число объектов розничной торговли (магазинов, павильонов, киосков и т.п.).

В форму N 1-ИП (торговля) помимо показателей, характеризующих объемы деятельности предпринимателей в розничной торговле, включены основные показатели формы N 1-ИП "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя". По результатам проведения обследований по формам N 1-ИП и N 1-ИП (торговля) предусмотрено объединение полученных сводных итогов (унифицированных показателей) по всему массиву индивидуальных предпринимателей.

Обследование индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю вне рынков, проводится выборочным методом с использованием списочной и территориальной основ отбора для формирования комбинированной выборки. В данном обследовании комбинированная выборка позволяет улучшить качество результатов обследования.

Списочной основой выборки является список единиц генеральной совокупности, информация о которых имеется в Статистическом регистре Росстата. Территориальная выборка - совокупность единиц наблюдения, отбираемых с использованием многоступенчатой схемы. При этом на начальных этапах отбираются территориальные единицы, а единицы наблюдения только на последнем этапе.

Таким образом, единицами наблюдения выступают:

1) индивидуальные предприниматели, отобранные из списочной основы;

2) торговые объекты, принадлежащие индивидуальным предпринимателям.

Общее число индивидуальных предпринимателей розничной торговли, подлежащих обследованию, определяется на федеральном уровне. Фиксированный объем выборки для организации обследования индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле, размещается по субъектам Российской Федерации, исходя из распределения численности единиц наблюдения по субъектам и с учетом обеспечения приблизительно одинаковой точности результатов обследования. Ниже приведена расчетная формула для определения общего объема выборки по субъектам Российской Федерации:

, (14)


где

n - заданный общий объем выборки в целом по Российской Федерации;

n - объем выборки в h-ом субъекте Российской Федерации;

X - показатель оборота индивидуальных предпринимателей торговли в h-ом субъекте Российской Федерации по итогам предыдущего цикла обследования;

CV(y) - оценка коэффициента вариации показателя оборота индивидуальных предпринимателей торговли в h-ом субъекте Российской Федерации в текущем периоде наблюдения;

a - параметр "силы размещения", который изменяется в промежутке от нуля до единицы (обычно выбирается a = 1, 1/2, 1/3).

Общий объем выборки распределяется между выборками из списочной и территориальной основ. Рекомендуется, чтобы объем выборки из списочной основы регистра составлял порядка 50% (не менее 30%) от общего объема региональной выборки предпринимателей. Соответственно объем выборки из территориальной основы также порядка 50% и не более 70% общего объема выборки на региональном уровне.

На стадии планирования списочной выборки с целью повышения точности и надежности распространенных выборочных результатов, полученных по собранным данным этой выборки, используется типизация индивидуальных предпринимателей. Индивидуальные предприниматели, относимые к коммерческим предприятиям, не относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также субъекты, относимые к средним предприятиям, включаются в списочную выборку в обязательном порядке. Доля отбора в группе индивидуальных предпринимателей, относимых к малым предприятиям (без микро), будет варьировать в зависимости от их численности в каждом субъекте Российской Федерации:

- если численность составляет менее 60 единиц в группе, то все индивидуальные предприниматели из этой группы включаются в списочную выборку;