Обследование индивидуальных предпринимателей в розничной торговле проводится ежегодно во всех субъектах Российской Федерации. При этом индивидуальные предприниматели, торгующие на розничных рынках, наблюдаются в рамках специального обследования.
Обследование индивидуальных предпринимателей проводится по форме федерального статистического наблюдения N 1-ИП (торговля) "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле". Обследование проводится по результатам деятельности за один месяц отчетного года.
Бланк формы представляет собой анкету для заполнения самим индивидуальным предпринимателем, и содержит минимальный перечень следующих показателей:
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Росстата от 3 апреля 2023 года N 148. - См. предыдущую редакцию)
- объем выручки (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, продукции, работ, услуг;
- доля выручки, полученной от определенного вида деятельности, в общем объеме;
- распределение выручки от розничной продажи товаров по кварталам отчетного года;
- численность работающих в бизнесе;
- стоимость товаров, приобретенных для продажи населению;
- число объектов розничной торговли (магазинов, павильонов, киосков и т.п.).
В форму N 1-ИП (торговля) помимо показателей, характеризующих объемы деятельности предпринимателей в розничной торговле, включены основные показатели формы N 1-ИП "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя". По результатам проведения обследований по формам N 1-ИП и N 1-ИП (торговля) предусмотрено объединение полученных сводных итогов (унифицированных показателей) по всему массиву индивидуальных предпринимателей.
Обследование индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю вне рынков, проводится выборочным методом с использованием списочной и территориальной основ отбора для формирования комбинированной выборки. В данном обследовании комбинированная выборка позволяет улучшить качество результатов обследования.
Списочной основой выборки является список единиц генеральной совокупности, информация о которых имеется в Статистическом регистре Росстата. Территориальная выборка - совокупность единиц наблюдения, отбираемых с использованием многоступенчатой схемы. При этом на начальных этапах отбираются территориальные единицы, а единицы наблюдения только на последнем этапе.
Таким образом, единицами наблюдения выступают:
1) индивидуальные предприниматели, отобранные из списочной основы;
2) торговые объекты, принадлежащие индивидуальным предпринимателям.
Общее число индивидуальных предпринимателей розничной торговли, подлежащих обследованию, определяется на федеральном уровне. Фиксированный объем выборки для организации обследования индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле, размещается по субъектам Российской Федерации, исходя из распределения численности единиц наблюдения по субъектам и с учетом обеспечения приблизительно одинаковой точности результатов обследования. Ниже приведена расчетная формула для определения общего объема выборки по субъектам Российской Федерации:
, (14)
где
n - заданный общий объем выборки в целом по Российской Федерации;
n - объем выборки в h-ом субъекте Российской Федерации;
X - показатель оборота индивидуальных предпринимателей торговли в h-ом субъекте Российской Федерации по итогам предыдущего цикла обследования;
CV(y) - оценка коэффициента вариации показателя оборота индивидуальных предпринимателей торговли в h-ом субъекте Российской Федерации в текущем периоде наблюдения;
a - параметр "силы размещения", который изменяется в промежутке от нуля до единицы (обычно выбирается a = 1, 1/2, 1/3).
Общий объем выборки распределяется между выборками из списочной и территориальной основ. Рекомендуется, чтобы объем выборки из списочной основы регистра составлял порядка 50% (не менее 30%) от общего объема региональной выборки предпринимателей. Соответственно объем выборки из территориальной основы также порядка 50% и не более 70% общего объема выборки на региональном уровне.
На стадии планирования списочной выборки с целью повышения точности и надежности распространенных выборочных результатов, полученных по собранным данным этой выборки, используется типизация индивидуальных предпринимателей. Индивидуальные предприниматели, относимые к коммерческим предприятиям, не относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также субъекты, относимые к средним предприятиям, включаются в списочную выборку в обязательном порядке. Доля отбора в группе индивидуальных предпринимателей, относимых к малым предприятиям (без микро), будет варьировать в зависимости от их численности в каждом субъекте Российской Федерации:
- если численность составляет менее 60 единиц в группе, то все индивидуальные предприниматели из этой группы включаются в списочную выборку;