МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 6 мая 2016 года N 38/2016-ОЗ
О научно-технической политике органов государственной власти Московской области
(с изменениями на 9 ноября 2022 года)
(редакция, действующая с 1 января 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Московской области от 28 октября 2019 года N 206/2019-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 30.10.2019);
Законом Московской области от 23 марта 2021 года N 37/2021-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 25.03.2021);
Законом Московской области от 30 июня 2021 года N 125/2021-ОЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.07.2021, N 5000202107070004);
Законом Московской области от 6 июля 2021 года N 135/2021-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 09.07.2021);
Законом Московской области от 9 ноября 2022 года N 182/2022-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 09.11.2022) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Закона Московской области от 9 ноября 2022 года N 182/2022-ОЗ).
____________________________________________________________________
Принят постановлением
Московской областной Думы
от 21 апреля 2016 года N 2/163-П
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и Федеральным законом от 7 апреля 1999 года N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" регулирует отношения между органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и субъектами научной и (или) научно-технической деятельности.
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 июля 2021 года Законом Московской области от 30 июня 2021 года N 125/2021-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия:
1) научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;
прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
поисковые научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ;
2) научно-техническая политика органов государственной власти Московской области (далее - научно-техническая политика) - система форм и методов, используемых органами государственной власти Московской области при развитии деятельности научно-технического комплекса Московской области;
3) научно-технический комплекс Московской области - совокупность государственных научных организаций Московской области, а также иных организаций, их обособленных подразделений, осуществляющих научную, научно-техническую, образовательную деятельность, экспериментальные исследования и разработки, находящихся на территории Московской области;
4) приоритетные для Московской области направления развития науки, технологий и техники - тематические направления научных исследований и разработок, обеспечивающие наибольший вклад в научно-технологическое развитие и достижение текущих и долгосрочных целей социально-экономического развития Московской области;
5) молодые ученые и специалисты - научные работники с высшим образованием до достижения ими следующего возраста:
доктор наук - 40 лет;
кандидат наук - 35 лет;
работник без ученой степени - 35 лет;
6) субъекты научной и (или) научно-технической деятельности - это физические лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане, лица без гражданства в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации, профессионально занимающиеся научной и (или) научно-технической деятельностью в научных организациях, государственных академиях наук или высших учебных заведениях и юридические лица - научные организации, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, а также государственные академии наук;
7) стратегия научно-технического развития Московской области - раздел стратегии социально-экономического развития Московской области, определяющий приоритеты, цели и задачи органов государственной власти Московской области в сфере научной и (или) научно-технической деятельности;
8) организации научной инфраструктуры - организации или структурные подразделения организаций, обеспечивающие осуществление научной и (или) научно-технической деятельности на территории Московской области;
9) наукоград Российской Федерации (далее - наукоград) - муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом, получившее этот статус в соответствии с федеральным законодательством;
(Пункт дополнительно включен с 8 июля 2021 года Законом Московской области от 30 июня 2021 года N 125/2021-ОЗ)
10) стратегия социально-экономического развития наукограда - документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития наукограда на долгосрочный период.
(Пункт дополнительно включен с 8 июля 2021 года Законом Московской области от 30 июня 2021 года N 125/2021-ОЗ)
2. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, определенных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и Федеральным законом от 7 апреля 1999 года N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации".
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 июля 2021 года Законом Московской области от 30 июня 2021 года N 125/2021-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
Основными целями научно-технической политики органов государственной власти Московской области являются:
1) реализация государственной научно-технической политики на территории Московской области;
2) развитие и эффективное использование научного потенциала Московской области;
3) увеличение вклада научно-технического комплекса Московской области в развитие экономики и социальной сферы Московской области.
Задачами научно-технической политики органов государственной власти Московской области являются:
1) привлечение высококвалифицированных научных работников в организации научно-технического комплекса Московской области;
2) создание условий для эффективного использования и реализации научно-технической продукции организаций научно-технического комплекса Московской области;
3) формирование и реализация мер государственной поддержки субъектов научной и (или) научно-технической деятельности;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 июля 2021 года Законом Московской области от 30 июня 2021 года N 125/2021-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
4) содействие развитию конкуренции в научной и научно-технической сферах;
5) содействие созданию условий для внедрения результатов интеллектуальной деятельности в экономику и социальную сферу;
6) проведение анализа состояния научно-технического комплекса Московской области.
Научно-техническая политика органов государственной власти Московской области осуществляется исходя из следующих основных принципов:
1) признание значимости влияния научной и (или) научно-технической деятельности на социально-экономическое развитие Московской области;
2) гласность, в том числе использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных для Московской области направлений развития науки и техники и экспертизе региональных научных, научно-технических и инновационных программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсного отбора;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Законом Московской области от 9 ноября 2022 года N 182/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) интеграция науки и образования на основе различных форм участия работников и обучающихся образовательных организаций высшего образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках, в том числе посредством создания лабораторий в образовательных организациях высшего образования, кафедр на базе научных организаций;
4) поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники на территории Московской области;
5) концентрация ресурсов Московской области, выделяемых на научную сферу, на приоритетных для Московской области направлениях развития науки, технологий и техники;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 июля 2021 года Законом Московской области от 30 июня 2021 года N 125/2021-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
6) стимулирование научной и (или) научно-технической деятельности через систему экономических льгот;
7) развитие межрегионального научно-технического сотрудничества.
1. Органы государственной власти Московской области осуществляют регулирование научной и (или) научно-технической деятельности в следующих формах:
1) принятие нормативных правовых актов Московской области;
2) разработка и реализация региональных научных, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере научной и (или) научно-технической деятельности;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Законом Московской области от 9 ноября 2022 года N 182/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) размещение заказа на выполнение научно-исследовательских работ в целях обеспечения деятельности органов государственной власти Московской области и государственных учреждений Московской области;
4) формирование и утверждение государственного задания на выполнение научно-исследовательских работ для научных и образовательных организаций, находящихся в собственности Московской области;
5) установление норм и нормативов на содержание научных организаций Московской области;
6) формирование и развитие системы научных организаций, находящихся в собственности Московской области;
7) координация действий субъектов научной и (или) научно-технической деятельности;
8) оказание государственной поддержки субъектам научной и (или) научно-технической деятельности.
2. Органы государственной власти Московской области могут применять иные формы регулирования научной и (или) научно-технической деятельности, не противоречащие федеральному законодательству и законодательству Московской области.
1. К полномочиям Московской областной Думы относятся:
1) принятие законов Московской области, устанавливающих порядок деятельности органов государственной власти Московской области в научной и (или) научно-технической сфере, регулирующих отношения между органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и субъектами научной и (или) научно-технической деятельности в том числе регулирующих статус наукоградов, находящихся на территории Московской области, устанавливающих порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных научных организаций Московской области, порядок финансирования научно-технической деятельности, требования к содержанию региональных научных, научно-технических и инновационных программ и проектов;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 июля 2021 года Законом Московской области от 30 июня 2021 года N 125/2021-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Законом Московской области от 9 ноября 2022 года N 182/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) формирование перечня тем научно-исследовательских работ для обеспечения законопроектной деятельности Московской областной Думы;
3) иные полномочия, установленные федеральными законами и законами Московской области.
2. К полномочиям Правительства Московской области относятся:
1) принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации государственных научных организаций Московской области;
2) организация и осуществление региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе научными организациями Московской области;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Законом Московской области от 9 ноября 2022 года N 182/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) организация проведения экспертиз региональных научных, научно-технических и инновационных программ и проектов, финансируемых за счет средств бюджета Московской области;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Законом Московской области от 9 ноября 2022 года N 182/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
4) определение центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, осуществляющего координацию деятельности субъектов научной и (или) научно-технической деятельности на территории Московской области (далее - уполномоченный орган);
5) организация прогнозирования научного и научно-технического развития Московской области;
6) утверждение приоритетных для Московской области направлений развития науки, технологий и техники;
7) разработка и реализация документов стратегического планирования социально-экономического развития Московской области с учетом стратегий социально-экономического развития наукоградов;