Формирование тарифов и (или) их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий может осуществляться путем:
1) установления органами государств-членов тарифов на регулируемые услуги и (или) их предельных уровней на основе утвержденных органами государств-членов методических указаний, рекомендаций, инструкций или правил расчета тарифов, разработанных в том числе с учетом механизма достижения рыночных (равнодоходных, экономически обоснованных) тарифов и правил их применения;
2) установления органами государств-членов тарифов на регулируемые услуги и (или) их предельных уровней на основе утвержденных органами государств-членов методических указаний, рекомендаций, инструкций или правил расчета тарифов, учитывающих следующие условия:
особенности функционирования естественных монополий на территориях государств-членов, в том числе особенности технических требований и регламентов;
конъюнктура рынка, в том числе уровень цен на нерегулируемых сегментах рынка;
планы развития территорий;
государственная налоговая, бюджетная, инновационная, экологическая и социальная политика;
мероприятия по энергоэффективности и экологические аспекты.
Формирование тарифов на регулируемые услуги субъектов естественных монополий осуществляется путем установления их фиксированных и (или) предельных уровней исходя из:
возмещения субъектам естественных монополий экономически обоснованных расходов (затрат), связанных с осуществлением регулируемой деятельности;
установления законодательством государств-членов для субъектов естественных монополий, осуществляющих регулируемую деятельность, экономически обоснованной прибыли;
учета налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством государств-членов.
Регулируемые тарифы рассчитываются на основе НВВ субъекта естественной монополии, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования с учетом достижения уровня надежности и качества реализуемой продукции (услуг).
Органами государств-членов при утверждении инвестиционных программ субъектов естественных монополий, тарифов на регулируемые услуги субъектов естественных монополий и (или) их предельных уровней обеспечивается проведение публичной экспертизы с участием всех заинтересованных сторон с учетом опыта государств-членов.
Тарифообразование в сферах естественных монополий должно носить стимулирующий характер и способствовать достижению целей повышения энергоэффективности, решению экологических и иных задач, устанавливаемых для субъектов естественных монополий.
В целях проведения сбалансированной тарифной политики, энергосбережения и повышения энергоэффективности в соответствии с законодательством государств-членов в области энергосбережения и энергетической эффективности устанавливается обязательство по проведению регулярного (не реже 1 раза в 5 лет) энергетического обследования (энергоаудита) для всех субъектов естественных монополий, расположенных на территориях государств-членов. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности, организуемые по результатам проведения энергетических обследований, учитываются органами государств-членов при формировании инвестиционных программ субъектов естественных монополий. При формировании инвестиционных программ субъектов естественных монополий учитываются также инвестиции, направленные на обеспечение достижения нормативных значений параметров выбросов загрязняющих веществ и потребления природных ресурсов, в случае изменения данных нормативных значений параметров в законодательстве государств-членов.