Торговля является одной из важнейших составляющих экономики, оказывающих значительное влияние на качество жизни населения.
За последние годы в сфере торговли на территории округа происходят позитивные количественные и качественные изменения.
Розничная торговая сеть на территории Ненецкого автономного округа на 1 января 2013 года насчитывает 238 предприятий торговли, состоящие из 402 торговых объектов, в том числе 102 торговых объекта расположены в сельских поселениях. Средняя численность работников организаций торговли составляет 972 человека.
Потребительская кооперация представлена одним городским и десятью сельскими потребительскими обществами, объединёнными в Ненецкий окружной союз потребительских обществ.
Оптовую торговлю в округе осуществляет одно оптовое предприятие (склад), реализующее алкогольную продукцию.
В 2012 году оборот розничной торговли в Ненецком автономном округе составил 6 073,7 миллиона рублей, что в товарной массе составляет 105,1 % к 2011 году. Оборот оптовой торговли в 2012 году составил - 19 328,2 миллиона рублей.
Оборот розничной торговли на 100% формируется торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями вне рынка.
Структура формирования оборота розничной торговли Ненецкого автономного округа в 2012 году:
малые предприятия - 36,7 %;
субъекты среднего предпринимательства - 17,9 %;
индивидуальные предприниматели вне рынка - 30,1 %;
организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства - 15,3 %.
В общем розничном товарообороте на селе товарооборот потребительской кооперации составляет до 90,0 %. Потребительская кооперация осуществляет оптовую и розничную торговлю на территории 34 поселений в 44 магазинах.
Сохраняется проблема обеспечения товарами и услугами повседневного спроса населения в труднодоступных и малонаселённых пунктах округа.
Состояние и тенденции развития потребительского рынка округа свидетельствуют о наличии в торговой отрасли ряда проблем.
Одной из основных проблем является отсутствие автомобильных дорог и железнодорожного транспорта. Ограниченные сроки морской и речной навигации значительно повышают стоимость доставки продовольственных и иных товаров в населённые пункты округа. Около 9% продовольствия доставляется в сельские поселения авиатранспортом, морским и речным ? 59,2 %, зимником ? 31,8 %.
Формирование цены на товары напрямую зависит от транспортных тарифов.
Имеет место дифференциация цен на одноимённые товары, в том числе на товары первой необходимости, как в разрезе населённых пунктов, так и в разрезе торговых точек одного поселения.
Большинство хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателей, а также граждан занимающихся огородничеством и животноводством) не имеют доступа к торговым площадям для цивилизованной реализации произведённой ими продукции.
Качество торгового обслуживания в силу целого ряда факторов не удовлетворяет потребности жителей округа.
Для увеличения показателя оборота розничной торговли на душу населения необходимо способствовать развитию конкуренции на потребительском рынке округа.
Необходимо развитие такого направления как ярмарочная торговля, которое может быть приурочено к отраслевым праздникам или иным другим событиям и мероприятиям, с участием местных товаропроизводителей, поскольку данный формат торговли является одним из основных путей по расширению возможностей реализации продукции сельхозтоваропроизводителей напрямую потребителям, минуя посредников.
Развитие потребительского рынка округа свидетельствует о наличии возможности для его дальнейшего роста на среднесрочную перспективу.
Реализация программы будет направлена на преодоление слабых сторон в вопросе обеспечения услугами торговли.
Существующие проблемы в торговле носят комплексный, долгосрочный характер и требуют согласованных действий органов исполнительной власти округа, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов округа, осуществляющих производство и поставку товаров.