Таблица 2
Сфера деятельности | Численность занимающихся, % |
Физкультурно-спортивные клубы по месту жительства | 7,27 |
ДЮСШ | 14,31 |
предприятия, учреждения, организации | 11,65 |
общеобразовательные учебные заведения | 42,05 |
образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования | 6,61 |
прочие | 18,11 |
Следующим важнейшим показателем эффективности физкультурно- оздоровительной работы является наличие и доступность спортивных сооружений (таблица 3).
Динамика увеличения численности спортивных сооружений (единиц)
Габлица 3 | ||||
Спортивные сооружения | 2007 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
Всего | 1502 | 1139 | 1192 | 1366 |
в том числе; | ||||
стадионы | 3 | 3 | 8 | 13 |
плоскостные сооружения | 570 | 683 | 705 | 811 |
спортивные залы | 396 | 452 | 478 | 533 |
плавательные бассейны | 0 | 1 | 3 | 6 |
физкультурно-здоровительные | ||||
комплексы | 0 | 5 | 7 | 9 |
Одним из главных направлений развития физической культуры и спорта является физическое воспитание детей, подростков и молодежи, что способствует решению многих важных проблем, таких как улучшение здоровья населения, увеличение продолжительности жизни и ее качества, профилактика правонарушений, укрепление обороноспособности и др.
К сожалению, качество физического воспитания во многих школах не соответствует современным требованиям и интересам детей. Необходима ускоренная модернизация физического воспитания и развития детско- юношеского спорта в системе образования.
Следует развивать деятельность спортивных клубов образовательных учреждений, что даст возможность внедрить принципиально новый и более эффективный механизм проведения различных спортивных и оздоровительных мероприятий.
В оценке деятельности общеобразовательных школ, связанной с образованием и воспитанием учащихся, важную роль играет уровень здоровья и физической подготовленности, а также вовлеченности школьников в спортивную деятельность.
В системе образования должно осуществляться непрерывное физическое воспитание и спортивное совершенствование на протяжении всего периода обучения подрастающего поколения.
Одним из элементов процесса непрерывного физического воспитания является система студенческого спорта, которая представляет собой совокупность государственных и общественных форм организации физкультурно-спортивной деятельности, осуществляемой в целях физического и спортивного совершенствования студенческой молодежи, удовлетворения ее интересов и потребностей, подготовки спортивного резерва для спорта высших достижений.
На сегодняшний день роль спортивных сооружений заключается не только в подготовке спортивного резерва в сборные команды России, но и в укреплении и обеспечении социального статуса учащихся спортивных школ, их способности конкурировать и быть достаточно активными при самоопределении в будущей взрослой жизни. Именно эта позиция конкретизирует и обеспечивает актуальность задач современного детско-юношеского спорта.
В настоящее время в республике функционируют 74 ДЮСШ и школа высшего спортивного мастерства (ШВСМ), которые ведут работу по подготовке резерва спорта высших достижений и спортсменов высокого класса. На данный момент всего в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности по 32 видам спорта занимается 62,0 тыс. человек. В подведомственных Минспорту ЧР учреждениях занимается 17,3 тыс. человек.
По ведомственной принадлежности из 74 спортивных школ 22 находятся в ведении Минспорта ЧР, 52 - Минобразования ЧР.
Спортивные школы работают во всех муниципальных районах.
Физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с различными группами населения, работу по подготовке спортивного резерва и спортсменов высокого класса в республике осуществляет 3622 специалиста, из них в учреждениях системы Минспорта ЧР работают 658 человек.
Сегодня имеются все возможности для существенного повышения уровня развития физической культуры и спорта в республике и использования их потенциала для развития общества при условии, что эти вопросы станут приоритетными при решении задач по социально-экономическому развитию Чеченской Республики не только для органов исполнительной власти Чеченской Республики, но и для каждого жителя.
Необходимо принимать более масштабные, адекватные решаемым проблемам меры, которые позволят к 2015 году осуществить значительное улучшение здоровья граждан, уменьшить количество асоциальных проявлений, прежде всего среди подростков и молодежи, а для этого следует разработать и реализовать системные меры по более эффективному использованию потенциальных возможностей физической культуры и спорта.
Новые задачи по качественному изменению лшзни населения, качественному изменению облика самой республики, ее экономики и социальной сферы требуют более активных, целенаправленных и эффективных действий по развитию физической культуры и спорта.
С этой целью разработана настоящая Программа.
Исполнителями Программы являются:
Министерство Чеченской Республики по физической культуре и спорту;
Министерство образования и науки Чеченской Республики (далее - Минобразования ЧР);
Министерство здравоохранения Чеченской Республики (далее - Минздрав ЧР);