Недействующий

О государственной программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2012-2016 годы"

Таблица 1. Патентная активностьАстраханской областив 2009-2010 годах


Полученный документ

Период

2009

2010

Патент

143

116

Свидетельство на регистрацию объектов интеллектуальной собственности

122

128

При этом следует отметить, что создание лишь отдельных элементов инновационной инфраструктуры, а не инфраструктурного комплекса, направленного на поддержку всех этапов коммерциализации научных, инженерных и технологических разработок в рамках малых инновационных компаний, не позволяет полностью решить проблемы поддержки этого процесса.

Основными причинами низкой инновационной активности предприятий и организаций Астраханской области, осуществляющих инновационную деятельность, являются:

- недостаток собственных денежных средств;

- высокий экономический риск;

- отсутствие значимых стимулов для осуществления инновационной деятельности;

- неразвитость системы страхования инвестиционных и инновационных рисков;

- сырьевая направленность производства;

- износ производственных мощностей;

- повышенные природоохранные требования к производственным процессам, связанные с сохранением уникальной экосистемы дельты реки Волги.

Несмотря на сократившееся за годы трансформации российского общества число организаций научно-технической сферы, Астраханская область в основном сохранила свой базовый научный потенциал, создающий объективные предпосылки для перехода Астраханской области на инновационную модель развития.

Таким образом, Астраханская область вполне способна эффективно решить проблемы модернизации и реструктуризации промышленных предприятий и аграрного производственного комплекса, повышения конкурентоспособности продукции за счет мобилизации собственного научно-технического потенциала путем создания малых инновационных предприятий.

Задача повышения конкурентоспособности экономики Астраханской области обусловливает необходимость сознательного применения концепции инновационного менеджмента, формирования на уровне регионального управления эффективной модели инновационной политики, учитывающей особенности Астраханской области, его конкурентные преимущества и социально-экономический потенциал.

Инновационное развитие предусматривает оценку потенциала Астраханской области с точки зрения конкурентных преимуществ, которые могут послужить базой для реструктуризации экономики Астраханской области, изменения отраслевой структуры в сторону наращивания производственных и непроизводственных отраслей с высокой добавленной стоимостью; поддержку отраслей специализации, которые демонстрируют высокую устойчивость к конъюнктурным колебаниям.

Сдерживающими факторами инновационного развития в краткосрочной перспективе являются:

- неразвитость инновационной инфраструктуры, недостаток технологического оборудования для прототипирования и создания опытных образцов;

- ограничения по качеству человеческого капитала и компетенций у участников инновационного процесса по созданию и развитию малых инновационных компаний;

- слабые деловые связи между научными организациями и бизнесом, отсутствие квалифицированных посредников и традиции взаимодействия между субъектами инновационного процесса;

- отсутствие посевного и венчурного финансирования;

- отсутствие инвестиционных площадок с уже сформированной инфраструктурой;

- недостаточная маркетинговая и информационная поддержка.

В ходе реализации подпрограммы инновационно активным субъектам малого и среднего предпринимательства будут предоставлены следующие формы государственной поддержки:

- долевое финансирование инновационных проектов (отбор на конкурсной основе наиболее эффективных инновационных проектов астраханских разработчиков и финансирование их на приоритетных условиях, поддержка молодежных перспективных инновационных, проведение конференций, семинаров и т.п.);

- содействие информационному взаимодействию между участниками инновационного процесса;

- подготовка инженеров-менеджеров, специалистов по управлению инновациями в сфере высоких технологий;

- содействие организациям инновационной сферы области в участии в качестве исполнителей в федеральных целевых программах;