Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 2012-2014 ГОДЫ"

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Подпрограмма "Развитие кружевного промысла Вологодской области на 2012 - 2014 годы", и прогноз развития ситуации с учетом реализации Подпрограммы


(в ред. Постановления Правительства области от 31.10.2012 N 1302)

1.1. Историческая справка

В России помимо природных богатств существует ряд национальных символов, и один из них - вологодское кружево. Как вид искусства кружевной промысел в Вологодском крае складывался на протяжении длительного времени. Трудно сказать, когда именно кружевоплетение стало известно на Русском Севере, но самые ранние образцы местного кружева, сохранившиеся в собраниях Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, относятся к XVII веку. Это так называемые "золотные" кружева - из золотых и серебряных нитей, которыми украшали одежды из плотных дорогих тканей: парчи, бархата, узорного шелка. Использовались они и для отделки церковных предметов.

Развитие кружевоплетения на вологодской земле - одна из самых ярких страниц художественной жизни края. Ни один вид прикладного искусства не прославил Вологду так, как кружево. Красота вологодского кружева в его рукотворности, придающей каждому произведению индивидуальность и неповторимость.

Формированию кружевного промысла на вологодчине способствовало географическое положение края и его экономическое развитие. Вологда с XVI века являлась крупным торговым и ремесленным центром Руси. Сюда по Северному морскому пути прибывали иностранные корабли с товарами, в числе которых были изделия, украшенные кружевами.

Разнообразие ремесел, бытовавших на Русском Севере, и высокое художественное мастерство, проявляемое жителями края, особенно в женском рукоделии: ткачестве, вышивке - послужило основой для возникновения и распространения кружевоплетения.

К концу XVIII века на вологодской земле сложилось несколько кружевных центров, которые имели свой язык орнаментов, свой стиль, свои способы выражения. Наиболее интересными являются кадниковские, устьянские, кубеноозерские, вологодские, грязовецкие кружевные центры.

В начале XIX века в стране широкое распространение получили кружевные крепостные фабрики. В Вологодской губернии создание первой кружевной фабрики связывают с именем помещицы Засецкой, которая в 1820 году в трех километрах от Вологды организовала кружевную мастерскую из крепостных девушек.

После отмены крепостного права кружевоплетение быстро распространилось в центральных уездах Вологодской губернии. В 1886 году Вологодское губернское земство в целях содействия развитию кустарных промыслов, в том числе сохранения самобытных черт вологодского кружева, создало в Вологде кустарный комитет. Склад, который был организован при комитете, снабжал кружевниц сырьем, принимал готовые изделия и представлял кружево на больших ярмарках, лучшие образцы экспонировал на торгово-промышленных и сельскохозяйственных выставках. Этот промысел давал средства к существованию целых уездов.

К 1893 году кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц, а в 1912 - уже около 40 тысяч. Готовая продукция через скупщиков попадала в Москву и Петербург. Вологодские кружева высоко ценились в столичных магазинах, по своим достоинствам изделия мастериц из Вологодской губернии не уступали зарубежным образцам.

В истории кружева существует понятие "вологодского манера", создателем которого считают А.Ф. Брянцеву. Эта вологодская кружевница, соединив полотнянку с плетешковыми решетками, изготавливала легкие, ажурные кружева, напоминавшие гипюр. Своему методу Анфия Федоровна вместе с дочерью обучила около восьмисот девушек.

Наиболее динамично промысел развивался в первой половине XX века. Вологодская область выгодно отличалась от других российских центров кружевного промысла тем, что руководителей кружевного промысла готовила профтехшкола, созданная в Вологде в 1928 году, преобразованная позднее в профессиональное училище N 15 (ресурсное по народным промыслам). А с организацией в Вологде кружевного объединения, созданием творческой лаборатории, подбором хорошего творческого коллектива художников Вологда становится географическим художественным центром кружевоплетения. Локальные местные стилевые особенности кружева получили новую интерпретацию и переосмысление.

Кружево, созданное руками вологодских мастериц, знают и любят во всем мире. Еще в 1876 году кружевные изделия получили высокую оценку на международной выставке в Филадельфии. Высшая награда, Гран-при "за новизну и художественное исполнение кружевных изделий", была им присуждена на международной выставке в Париже в 1937 году. На выставках в Париже в 1925 году, в Брюсселе в 1958 году и в Пловдиве в 1969 году они были удостоены золотых медалей.

В Вологодском государственном музее-заповеднике собрана одна из самых богатых коллекций вологодского кружева. Она насчитывает более трех тысяч экспонатов.

Современное Вологодское кружево бытует в основном как элемент декора одежды, изделий домашнего текстиля или как авторские кружевные изделия: косынки, воротники, галстуки, салфетки, скатерти, декоративные панно и т.д. К сожалению, практически утрачены технологии старинного численного кружева, которое бытовало в Вологодской области и имело более древние корни происхождения.

Мода быстротечна, но есть вещи, которые существуют вне времени и моды. Кружевоплетение, как и все народные художественные промыслы, представляет собой неотъемлемое достояние народов Российской Федерации. Федеральным законом от 6 января 1999 года N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" определено, что их сохранение, возрождение и развитие является важной государственной задачей.