Государственная программа направлена на активизацию практических действий и расширение набора инструментов государственной политики энергосбережения в Тульской области, способных обеспечить к 2020 году снижение энергоемкости валового регионального продукта региона до 33,3 кг.у.т/тыс. руб., что составляет более 40% по отношению к базисному уровню 2009 года. Реализация мероприятий государственной программы будет способствовать устойчивому обеспечению экономики и населения области топливом и энергией, сокращению удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в организациях бюджетной сферы и реального сектора экономики, росту конкурентоспособности, энергетической и экологической безопасности Тульской области.
Основной проблемой, решению которой способствует государственная программа, является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения. Мероприятия государственной программы охватывают все отрасли экономики Тульской области и должны стать не только инструментом повышения эффективности экономики и снижения бюджетных расходов на коммунальные услуги, но и одним из базовых элементов технического и технологического перевооружения предприятий и жилищного фонда. Это в полной мере соответствует целям и задачам, сформулированным в основных стратегических документах, определяющих приоритеты социально-экономического развития Тульской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Необходимыми условиями укрепления энергетической безопасности является устойчивое и надежное обеспечение всех потребителей топливом и энергией, создание резервов для подключения новых объектов к инженерным сетям, удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей.
Энергосистема Тульской области характеризуется следующими показателями.
Установленная мощность электростанций Тульской энергосистемы на 1 января 2010 года составила 2444,5 МВт, в том числе:
5 электростанций Тульской региональной генерации - ТГК-4 общей мощностью 1028,0 МВт, в том числе: Щекинская ГРЭС – 400,0 МВт; Новомосковская ГРЭС – 261,0 МВт; Алексинская ТЭЦ – 102,0 МВт; Первомайская ТЭЦ – 105,0 МВт; Ефремовская ТЭЦ – 160,0 МВт.
1 электростанция ОГК-3 - Черепетская ГРЭС – 1285,0 МВт;
3 электростанции промышленных предприятий общей установленной мощностью 131,5 МВт, в том числе: ОАО "Тулачермет" - 1,5 МВт; ОАО "Косогорский металлургический завод" – 24,0 МВт; ОАО "Щекиноазот" – 6,0 МВт.
Объекты жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы обеспечиваются теплом от более чем 700 источников теплоснабжения, многие из них находятся в изношенном состоянии. Коэффициент полезного действия некоторых котельных ниже 70%, из 1601 километра тепловых сетей в аварийном состоянии находятся более 30%.
В настоящее время в инвестиционных программах энергокомпаний практически отсутствуют, как составляющая часть, программы по энергосбережению этих компаний. Начиная с 2013 года, планируется активизация работы в этом направлении с увеличением доли привлеченных средств энергокомпаний для софинансирования государственной программы в общем объеме финансирования.
Энергоемкость предприятий жилищно-коммунального комплекса и энергетики в Российской Федерации и Тульской области превышает в несколько раз энергоемкость предприятий в развитых странах Европы, что связано, в первую очередь, с недостаточным контролем над потреблением коммунальных ресурсов.
В качестве основных задач в этой сфере намечается: создание условий для нормального функционирования рынка по оказанию услуг энергоснабжения, сокращение затрат на обслуживание систем тепло-, водо- и электроснабжения, снижение уровня потерь всех видов энергоресурсов.
Не менее важной задачей является стимулирование потребителей к экономии энергоресурсов.
Установка приборов учета энергоресурсов позволит осуществлять системный подход к контролю над их потреблением.