Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма диктуют необходимость повышения оперативности реагирования на них экстренных оперативных служб.
Одним из методов решения этой проблемы является создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", которая объединит на основе единых дежурно-диспетчерских служб (далее – ЕДДС) муниципальных районов, городского округа области дежурно-диспетчерские службы (далее – ДДС) следующих экстренных оперативных служб: действующих (служба пожарной охраны, служба полиции, служба скорой медицинской помощи и аварийная служба газовой сети) и вновь созданных (служба "Антитеррор" и служба реагирования в чрезвычайных ситуациях).
На территории области создано пять ЕДДС муниципальных районов и одна ЕДДС городского округа с выделенными для обращения населения, предприятий и учреждений пятизначными телефонными номерами. Эти органы повседневного управления областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) ориентированные реагировать на ЧС не контролируют информационный поток на предмет выявления в нем сообщений, подпадающих под категорию ЧС. Экстренные оперативные службы ("01", "02", "03", "04", ЖКХ и др.), предназначенные для реагирования на происшествия соответствующего профиля, зачастую действуют обособленно, в результате чего информация об угрозе (возникновении) ЧС (происшествий) в ЕДДС муниципальных районов, городского округа и далее в федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области" (далее – ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО) поступает с большим опозданием.
Создание служб для приема сообщений по принципу "одного окна" обусловлено следующими основными причинами:
организационной и технической разрозненностью существующих ДДС, недостаточной оперативностью реагирования на происшествия и ЧС;
относительной сложностью порядка обращения граждан и организаций за помощью и передачи ими сообщений о происшествиях и ЧС, связанной с выбором необходимой организации;
недостаточной централизацией совместных действий муниципальных сил и средств, что снижает реагирование на происшествия и ЧС;
отсутствием своевременного оповещения и информирования о ЧС и происшествиях всех заинтересованных служб;
отсутствием объективной статистики работы аварийных служб города (муниципальных районов);
технической разрозненностью сетей связи и передачи данных служб экстренного реагирования.
Внедрение системы "112" на территории области обеспечит переход от разрозненного и автономного функционирования экстренных оперативных служб, когда взаимодействие осуществляется по принципу каждый с каждым, к централизованному управлению. Обязательным условием построения системы "112" в муниципальных районах, городском округе является их включение в вертикаль реагирования на ЧС в качестве важнейшего низового звена РСЧС.
Опыт работы экстренных оперативных служб показывает, что для эффективного оказания помощи при происшествиях или ЧС в 10 процентах случаев требуется привлечение более чем одной экстренной службы.
Следует заметить, что наиболее тяжкими последствиями отличаются именно происшествия и ЧС, требующие комплексного реагирования.
Решить имеющиеся проблемы, связанные с созданием на территории области системы "112", возможно, применив программно-целевой метод, который позволит реализовать весь комплекс мероприятий на основе софинансирования из федерального и областного бюджетов.