По уровню распространения персональных компьютеров среди граждан Российской Федерации и доступности сети Интернет Российская Федерация стремительно сокращает существующее отставание от развитых стран мира. Повышается уровень компьютерной грамотности. Информационные и телекоммуникационные технологии занимают сегодня одно из центральных мест в обновлении и реструктуризации ключевых сфер жизнедеятельности общества.
Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.
Без решения проблем эффективного широкомасштабного использования современных технологий, без развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры невозможно успешное решение ни одной из приоритетных задач социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики. Только при широком распространении информационных и телекоммуникационных технологий в социально-экономической сфере и органах государственной власти Карачаево-Черкесской Республики (далее - органы государственной власти республики) возможно формирование электронного Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационных и телекоммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных и муниципальных услуг (функций) и информации о результатах деятельности органов государственной власти.
Результаты внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в органах исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики (далее - органы исполнительной власти республики) в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) органами исполнительной власти республики, а также подведомственными им учреждениями.
Практически отсутствуют государственные и муниципальные услуги (функции), которые могут быть получены гражданином или организацией без непосредственного посещения государственных органов Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики (далее - органы местного самоуправления республики). При этом запросы гражданами формируются на бумажном носителе. В этом же виде предоставляется им необходимая информация. Это является проблемой в эпоху стремительного становления в мире информационного общества.
До настоящего времени в органах исполнительной власти республики не сформирована единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронном виде.
Действующие государственные информационные системы Карачаево-Черкесской Республики формировались отдельными органами исполнительной власти республики в условиях отсутствия единой нормативной правовой и нормативной технической базы. Содержащиеся в данных системах сведения недоступны другим органам исполнительной власти республики для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации в разных информационных системах. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит к противоречивости данных, содержащихся в государственных информационных системах Карачаево-Черкесской Республики.
Доля органов государственной власти республики, обеспечивающих размещение информации о своей деятельности на созданных ими в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" официальных сайтах, на сегодняшний день составляет 80 процентов. Необходимо создание системы порталов органов государственной власти республики и органов местного самоуправления республики и государственных информационных систем Карачаево-Черкесской Республики, включая межведомственную систему электронного документооборота в органах государственной власти республики и органах местного самоуправления республики.
По данным независимой исследовательской организации "Институт развития информационного общества" за 2009-2010 годы Карачаево-Черкесская Республика в рейтинге готовности субъектов Российской Федерации к информационному обществу занимала 80-е место и 4-е место в Северо-Кавказском федеральном округе.
Индекс готовности субъектов Российской Федерации к информационному обществу позволяет оценить степень готовности субъектов Российской Федерации к широкомасштабному использованию информационных и телекоммуникационных технологий.
Ранжирование по индексам-компонентам и подиндексам позволяет определить зоны отставания Карачаево-Черкесской Республики в использовании информационных и телекоммуникационных технологий и оценить сложившиеся на данный момент условия для развития информационного общества в Карачаево-Черкесской Республике.
Индекс готовности Карачаево-Черкесской Республики к информационному обществу состоит из факторов развития информационного общества и индекса использования информационных и телекоммуникационных технологий.
По факторам развития информационного общества Карачаево-Черкесская Республика занимала 80-е место в Российской Федерации. Подындексы индекс-компонента факторов развития информационного общества в Карачаево-Черкесской Республике представлены в таблице 1.
Таблица 1
Подындексы индекс-компонента факторов развития информационного общества в Карачаево-Черкесской Республике
N п/п | Наименование подындекса индекс-компонента факторов развития информационного общества | Индекс | Место, |
1. | Человеческий капитал | 0,240 | 49 |
2. | Инфраструктура информационных и телекоммуникационных технологий | 0,248 | 77 |
3. | Экономическая среда | 0,359 | 79 |
Индекс-компонент использования информационных и телекоммуникационных технологий основан на показателях доступа и использования в 6 сферах деятельности - государственном и муниципальном управлении, бизнесе, образовании, культуре, здравоохранении, а также домохозяйствах (включая показатели использования информационных и телекоммуникационных технологий населением Карачаево-Черкесской Республики). Карачаево-Черкесская Республика по данному индексу-компоненту занимала 77-е место среди субъектов Российской Федерации. Подындексы индекс-компонента использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития информационного общества в Карачаево-Черкесской Республике представлены в таблице 2.
Таблица 2
Подындексы индекс-компонента использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития информационного общества в Карачаево-Черкесской Республике
N п/п | Наименование подындекса индекс-компонента использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития информационного общества | Индекс | Место, |
1. | Использование информационных и телекомму никационных технологий в государственном и муниципальном управлении | 0,224 | 81 |
2. | Использование информационных и телекоммуникационных технологий в бизнесе | 0,210 | 82 |
3. | Использование информационных и телекоммуникационных технологий в домохозяйствах и населением | 0,506 | 63 |
4. | Использование информационных и телекоммуникационных технологий в культуре | 0,035 | 81 |
5. | Использование информационных и телекоммуникационных технологий в здравоохранении | 0,271 | 70 |
6. | Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовании | 0,339 | 80 |
Программа разработана в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212, которая является основой для подготовки и уточнения программных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в Российской Федерации.
Целевое финансирование мероприятий Программы позволит эффективно и целенаправленно вкладывать средства республиканского бюджета и контролировать их использование, а также координировать и контролировать процессы развития информационных и телекоммуникационных технологий для перехода к информационному обществу в Карачаево-Черкесской Республике. Программно-целевой метод решения данных задач позволит внедрять и использовать единые информационные и телекоммуникационные стандарты, эффективно решать вопросы планирования развития единых информационных и телекоммуникационных систем.
Проблема развития информационного общества в Карачаево-Черкесской Республике носит межведомственный характер, так как затрагивает сферу деятельности органов исполнительной власти республики и для достижения установленных целей должна решаться с использованием программно-целевого метода.