Развитие транспортной инфраструктуры является ключевым стратегическим компонентом развития, от которого в значительной степени будет зависеть реализация других стратегических направлений в АПК и промышленности. Сегодня недостаточное развитие транспортной инфраструктуры является сдерживающим фактором социально-экономического развития региона.
В восточной (заволжской) части Волгоградской области дорожная сеть развита недостаточно. Волгоградская область стала приграничным регионом после распада СССР, и для развития взаимодействия с Республикой Казахстан и государствами Средней Азии необходимо интенсивное развитие транспортной инфраструктуры в этой части. Из-за ежегодного роста количества транспорта и объема перевозимых грузов, сокращения финансирования дорожного хозяйства большинство дорог имеют высокую степень износа и нуждаются в реконструкции.
По общей протяженности дорог с твердым покрытием Волгоградская область отстает от других регионов. Более 450 населенных пунктов Волгоградской области не имеют дорог с твердым покрытием.
Помимо указанных в Волгоградской области в сфере транспортного комплекса имеют место следующие проблемные вопросы:
недостаточная пропускная способность автомобильных дорог и железнодорожных путей;
отсутствие на территории Волгоградской области развитой инфраструктуры терминально-логистических центров;
износ подвижного состава в автомобильном, железнодорожном и воздушном видах транспорта;
необходимость замены устаревшего флота и в первую очередь судов типа "река-море";
недостаточно развитая инфраструктура грузовых речных портов региона, дефицит современных специализированных перегрузочных комплексов, недостаток складских площадей на территории портов;
несоответствие современным требованиям состояния аэровокзального и аэродромного комплексов аэропорта "Волгоград" и материально-технической базы объектов его инфраструктуры;
превышение затрат на перевозки пассажиров на пригородных и городских маршрутах над доходами, полученными от их обслуживания;
высокая степень износа гидротехнических сооружений;
несоответствие уровня развития сети автомобильных дорог темпам роста автомобилизации и спроса на автомобильные перевозки, что обусловливает снижение эксплуатационной скорости движения, рост транспортных расходов и аварийности движения;
низкие транспортно-эксплуатационные характеристики дорог.
Несмотря на это, транспортный комплекс Волгоградской области характеризуется значительной инвестиционной привлекательностью, которая обусловлена географическим положением региона, относительно развитой сетью железнодорожных и автомобильных дорог, наличием международного аэропорта и речных портов, а также проходящими через территорию региона нефте- и газопроводами.
В целях модернизации и дальнейшего развития транспортной инфраструктуры Волгоградской области необходимо обеспечить привлечение инвестиций для реализации следующих ключевых проектов:
увеличение пропускной способности железнодорожной инфраструктуры на основных направлениях грузопотоков путем реконструкции отдельных участков железной дороги, удлинения приемо-отправочных путей и строительства вторых путей;
реконструкция федеральных автомобильных дорог М-6 "Каспий" и 1Р 228 "Сызрань - Саратов - Волгоград", которые являются элементами международного транспортного коридора "Север-Юг", для обеспечения растущих межрегиональных и транзитных потоков автомобильного транспорта;
реконструкция автодороги "граница Украины - Волгоград - Астрахань - граница Казахстана (Атырау)", которая обеспечивает кратчайший выход из южной Европы в Среднюю Азию;
реконструкция Волго-Донского судоходного канала (строительство 2-й ветки Волго-Донского судоходного канала);
восстановление судоходства по реке Дон отг. Калача-на-Дону в направленииг. Воронежа;
создание терминально-логистических комплексов на пересечениях с международными транспортными коридорами;
реконструкция аэровокзального и аэродромного комплексов аэропорта "Волгоград", строительство второй взлетно-посадочной полосы;
строительство товаро-распределительных центров в Городищенском районе Волгоградской области.
Кроме того, в целях оптимизации перевозки грузов, повышения безопасности дорожного движения, уменьшения вредного воздействия транспорта на окружающую среду необходимо формирование плана развития транспортной инфраструктуры Волгограда, включающего в себя в том числе:
строительство обхода Волгограда;
строительство 2-й очереди третьей продольной автомагистрали в Волгограде;
строительство 2-й очереди мостового перехода через реку Волгу в Волгограде;