Современная модель государственной молодёжной политики в Российской Федерации формировалась с начала 90-х годов. За это время были определены не только основные направления и механизмы реализации молодёжной политики, но ее внутренние законы, система построения, пути развития, методы оценки эффективности, которые не являются устоявшимися и пока не имеют единых общепризнанных стандартов, правил, традиций. Утвержденные Правительством Российской Федерации приоритетные задачи социально-экономического развития Российской Федерации, а также задачи, отраженные в Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года и Программе социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы, потребовали пересмотра самой идеологии реализации молодёжной политики - от идеи поддержки молодёжи к идее создания условий для повышения степени интеграции молодых граждан страны в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения с целью увеличения их вклада в социально-экономическое развитие страны.
Приоритетные направления государственной молодёжной политики на среднесрочную перспективу определены в следующих документах:
- Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12. 2006 N 1760-р;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
- Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 N 1538-р;
- Стратегия социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П;
- Программа социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы, утвержденная Законом Астраханской области от 22.12.2010 N 86/2010-ОЗ.
Ключевыми приоритетами молодёжной политики в соответствии с перечисленными документами являются: создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи; развитие потенциала молодёжи и его использование в интересах инновационного развития страны; вовлечение молодёжи в социальную практику; обеспечение эффективной социализации молодёжи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Действующая в Астраханской области отраслевая целевая программа "Молодёжь Астраханской области" на 2010-2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 16.07.2009 N 382-П(далее - программа),показала, что вовлечение молодёжи в социально-экономическую жизнь Астраханской области, страны составляет 13,2% от общего числа молодых людей, проживающих на территории Астраханской области.
Итоги реализации программы позволили:
- оказать содействие молодёжи при вступлении в трудовую деятельность, вовлечь молодёжь в работу трудовых отрядов и объединений (3177 чел.);
- организовать отдых молодёжи (8143 чел.);
- организовать мероприятия гражданско-патриотического характера для молодёжи (7000 чел.);
- вовлечь молодежь в деятельность молодёжных общественных организаций и объединений, в волонтерское движение (более 20 000 чел.);
- проинформировать молодёжь о потенциальных возможностях развития в России и вовлечь ее в социальную практику (более 50 000 чел.);
- оказать поддержку талантливой молодёжи (7 600 чел.);
- оказать социальную поддержку молодёжи и укрепить институт молодой семьи (13 500 чел.).
Учитывая рост социальной активности молодых граждан, остро встал вопрос о поддержке молодёжных общественных организаций и объединений, целью которых является привлечение внимания к интересам и проблемам молодёжи. Именно создание и поддержка молодёжных организаций и движений позволит выявить ценностные ориентации молодёжи, использовать жизнеспособность, предприимчивость, нестандартные подходы к решению проблем как в самих молодёжных общественных организациях, так и в построении молодёжью будущего общества.
В Астраханской области официально зарегистрировано более 20 молодёжных общественных организаций и объединений социальной, творческой, спортивной, научной и общественной направленности. В настоящее время данные организации пользуются государственной поддержкой зачастую только в рамках решения организационных вопросов, вместе с тем выполняемая ими работа требует также и финансовой поддержки.
Одной из наиболее острых проблем, которая встает перед молодёжью после регистрации браков, является обеспечение жильем. Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки.
С начала реализации подпрограмм "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675, "Обеспечение жильем молодых семей в Астраханской области в 2010 - 2012 годах" программы около 2500 молодых семей уже приобрели (построили) собственное жилье и около 282 семей улучшат жилищные условия к концу 2012 года.
Подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей в Астраханской области в 2013 - 2017 годах" государственной программы "Молодёжь Астраханской области" на 2013 - 2017 годы (далее - подпрограмма) предусматривается предоставление социальных выплат в рамках участия Астраханской области в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, с привлечением средств федерального бюджета, бюджета Астраханской области и местных бюджетов.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 11.07.2013 N 241-П)
Абзац утратил силу - постановление Правительства Астраханской области от 11.02.2013 N 23-П
Абзац утратил силу - постановление Правительства Астраханской области от 11.02.2013 N 23-П
По-прежнему остро стоит вопрос о физическом здоровье молодого поколения как потенциала нации. С каждым годом все большую актуальность приобретает тема организации отдыха молодёжи, поддержки ее досуговой деятельности, не имеющей в настоящий момент системности. В связи с тем что социальная политика государства направлена в первую очередь на реализацию мер и программ по организации отдыха детей и подростков, такая социальная категория, как "молодёжь" (граждане в возрасте от 14 до 30 лет) остается неохваченной, что влечет за собой высокий уровень хронических заболеваний в молодёжной среде.
Таким образом, Программа призвана решать ряд сложившихся проблем по стабилизации численности населения Астраханской области, повышению рождаемости, улучшению ситуации в организации отдыха молодёжи, а также укреплении позиций молодёжных общественных организаций.
Программа рассматривает в качестве ключевых проблем несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодёжи потребностям страны; отсутствие комплексной системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодёжи; отсутствие у молодёжи интереса к участию в общественно-политической жизни общества; социальная изолированность молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации; отсутствие возможностей для полноценной социализации и вовлечения в трудовую деятельность; отсутствие национальной и социокультурной самоидентификации молодёжи; отсутствие знаний о других народах, культурах и религиях, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов; несоответствие кадрового состава и материально-технической базы работающих с молодёжью организаций современным технологиям работы и ожиданиям молодёжи. Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодёжи на фоне ухудшения ее здоровья, роста социальной апатии молодёжи, снижения экономической активности, криминализации молодёжной среды, роста в ее среде нетерпимости, этнического и религиозно-политического экстремизма.