Недействующий

О государственной программе "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области на 2013-2017 годы"

3. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программным методом


Организация отдыха и оздоровления детей является очень важной составляющей социального благополучия горожан. Органам государственной власти необходимо использовать все возможности для укрепления здоровья детей, наполнить каникулярное время содержательной деятельностью, направленной на развитие интеллектуальных, творческих способностей детей, их социальную адаптацию.

Развитие системы отдыха и оздоровления детей в современных условиях является одним из основных направлений государственной социальной политики, организация их отдыха и оздоровления - неотъемлемой частью социальной политики Астраханской области.

Современная ситуация требует более глубокого и структурированного подхода к организации отдыха и оздоровления детей, так как претерпел качественные изменения образовательный, культурный и нравственный уровень развития детей; тревожным фактором стало всеобщее ухудшение состояния здоровья современного ребенка; сохраняется высоким количество социально незащищенных категорий детей; социально-экономическое положение многих семей не позволяет самостоятельно организовывать их отдых и оздоровление.

Благоприятные условия территорий, на которых располагаются детские оздоровительные учреждения, соблюдение режима, полноценное питание в соответствии с физиологическими потребностями детей, интересный и содержательный досуг позволяют считать загородные оздоровительные лагеря одной из лучших форм отдыха и оздоровления детей.

По предварительным данным переписи населения по состоянию на 01.01.2011, в Астраханской области проживает 112453 ребенка в возрасте от 7 до 18 лет.

В рамках действующей в регионе отраслевой целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области на 2010-2012 годы" в 2012 году планируется оздоровить 5200 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (2011 год - 5120 чел.).

Наиболее массовой формой отдыха являются лагеря с дневным пребыванием, в которых отдохнуло в 2010 году 39103 чел., в 2011 - 46590 чел. Подобные лагеря создаются на базе учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты. Ежегодно открывается и функционирует более 350 лагерей.

Наиболее эффективными формами остаются детские оздоровительные лагеря и санаторно-курортные учреждения. На территории Астраханской области находятся 6 загородных здравниц и 2 санаторно-курортных учреждения.

Благодаря совместной работе всех заинтересованных органов государственной власти и организаций в период работы летних оздоровительных учреждений удалось добиться следующих результатов:

- в течение двух последних лет высокий процент выполнения планов-заданий, направленных на подготовку оздоровительных учреждений;

- открытие всех летних оздоровительных учреждений при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Инфраструктура учреждений отдыха, оздоровления и занятости в Астраханской области нуждается в систематизации и целевом программном обеспечении, основными принципами которого должны стать:

обеспечение гарантий государства в соблюдении и защите прав ребенка на оздоровление, развитие, отдых и занятость;

удовлетворение интересов детей в оздоровлении, отдыхе, занятости, сохранении права выбора;

содействие доступности для детей различных форм эффективного оздоровления, отдыха, развития и занятости;

обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка в процессе отдыха и оздоровления;

координация деятельности и повышение ответственности органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества, коммерческих организаций в решении проблем оздоровления, развития, отдыха и занятости детей.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации Медведева Д.А. от 24.11.2010 N Пр-3418 министерством социального развития и труда Астраханской области проведена паспортизация 358 детских оздоровительных учреждений, расположенных на территории Астраханской области.

Социальная значимость проблем, связанных с обеспечением безопасных и благоприятных условий отдыха и оздоровления детей, обусловливает необходимость выработки и реализации четкой региональной стратегии и координации действий исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, руководителей лагерей, заинтересованных общественных движений и организаций по поддержке детства и созданию благоприятной для семьи и детства среды.

Решение выявленных проблем не ограничивается рамками принятого планового периода, требует пролонгированного поддержания безопасных и комфортных условий отдыха и оздоровления детей, объединения ресурсов бюджета Астраханской области и бюджетов муниципальных образований Астраханской области, оптимального распределения средств по выделенным направлениям, координации действий всех участников, что и обусловило применение программно-целевого метода и разработку настоящей Программы.