Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ" (с изменениями на: 22.10.2014)

3. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программным методом

В современных условиях в Астраханской области, как и в целом по России, сохраняются негативные тенденции в сфере незаконного оборота и потребления в немедицинских целях наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее - наркотики), что представляет угрозу здоровью населения, экономике Астраханской области, правопорядку и общественной безопасности.

Программа представляет собой многоуровневую систему мероприятий, направленных на снижение спроса на наркотики, уровня преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенствование медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц в Астраханской области.

В Программе сформулированы основные цели, принципы и направления деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области во взаимодействии с правоохранительными органами по противодействию спросу и предложению наркотиков с учетом Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года и Программы социально-экономического развития Астраханской области на 2010 - 2012 годы.

Результаты мониторинга наркоситуации в Астраханской области по итогам 2011 года показали, что, несмотря на снижение количества зарегистрированных наркопреступлений в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 2.32% - с 2245 до 2193, масштабы незаконного оборота наркотиков на территории региона остаются высокими. Распространенность противоправных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков превышает средний показатель по России на 27.89%. Число лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, превышает среднероссийский показатель на 25.41%. При снижении общего количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких наркопреступлений на 3.36% практически на том же уровне остается количество преступлений, совершенных в составе организованных преступных групп: 36 - в 2011 году, 37 - в 2010 году. На 5.15% возросло количество преступлений, связанных с содержанием наркопритонов, - с 97 в 2010 году до 102 в 2011 году. В целом по итогам 2011 года по количеству зарегистрированных наркопреступлений на 100 тыс. населения Астраханская область занимает 7 место в Российской Федерации.

Несмотря на снижение распространенности наркомании среди населения Астраханской области в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 2.8%, показатель остается на высоком уровне и составляет 247.6 чел. на 100 тыс. населения. Зарегистрирован рост первичной обращаемости лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями, на 4.2% - с 770 человек в 2010 году до 805 в 2011 году. Суммарный показатель первичной заболеваемости наркоманией и первичной обращаемости лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями, превышает средний показатель по России на 69.66%. Особую тревогу вызывает рост уровня распространенности наркомании на 12.5% среди жителей сельских поселений Астраханской области с 160.9 на 100 тыс. населения в 2010 году до 180.9 на 100 тыс. населения в 2011 году.

Влияние на наркоситуацию в Астраханской области оказывает ряд взаимосвязанных факторов, в том числе:

- особенность географического положения Астраханской области, непосредственная близость к странам Центрально-Азиатского региона, являющимся основными производителями наркотиков растительного происхождения, в первую очередь к Афганистану, определяющая напряженную оперативную обстановку в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;

- ликвидация таможенных постов на границе с Республикой Казахстан в связи с созданием единого таможенного пространства между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь, что может способствовать поступлению наркотических средств в Астраханскую область из среднеазиатских государств транзитом через Республику Казахстан;

- постоянный приток на территорию Астраханской области мигрантов из стран Азии и Закавказья, создающий предпосылки для вовлечения в противозаконную деятельность, связанную с контрабандой наркотиков, членов этнических групп и общин, проживающих на территории Астраханской области;

- наличие растительно-сырьевой базы, пригодной для созревания дикорастущей конопли и изготовления наркотиков.

В настоящее время в Астраханской области отсутствует комплексная долгосрочная программа, направленная на противодействие наркотизации населения.

Отсутствие программных мероприятий будет способствовать ухудшению ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков на фоне возрастающего объема грузовых и пассажирских перевозок через астраханский участок государственной границы Российской Федерации.

Предлагаемая Программа предусматривает реализацию антинаркотичеких мероприятий исходя из складывающейся социально-экономической и общественно-политической ситуации в Астраханской области, а также приоритетных направлений развития государства и общества в долгосрочной перспективе.

Консолидация усилий исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, правоохранительных органов и населения на приоритетных направлениях противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту позволит поднять на новую ступень уровень профилактики и борьбы с наркопреступностью, снизить темпы распространенности наркомании на территории Астраханской области.

Необходимость решения проблемы распространения наркотизации среди населения и противодействия незаконному обороту наркотиков в Астраханской области соответствует Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, в том числе и поставленной в ней задаче повышения значимости Астраханской области на юге России и на Каспии.

Программа направлена на снижение темпов распространенности наркомании, повышение эффективности борьбы с преступлениями и правонарушениями, связанными с незаконным оборотом наркотиков на территории Астраханской области, совершенствование медико-социальной реабилитации больных наркоманией, обеспечение ежегодного мониторинга наркоситуации в Астраханской области.

Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия.

Программно-целевой подход позволит:

- привлечь к решению проблемы исполнительные органы государственной власти Астраханской области, что повлечет за собой снижение уровня напряженности наркоситуации;

- сконцентрировать ресурсы, необходимые для решения проблемы;

- создать нормативные правовые основы для формирования соответствующих программ в муниципальных образованиях Астраханской области.

Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить комплексное решение задач по снижению спроса и предложения на наркотики, урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов на основе:

- определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;

- концентрации ресурсов на реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере противодействия наркопреступности, профилактики наркомании, реабилитации наркозависимых лиц.