Законодательного Собрания
области от 10.09.2003 N 526
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА" ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | областная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года" |
Основание для разработки Программы | |
Заказчик - координатор Программы | департамент сельского хозяйства области |
Заказчики Программы | департамент строительства, энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Правительства области, департамент образования области, департамент здраво- охранения области, департамент культуры области, департамент дорожного хозяйства области, комитет по транспорту и связи Правительства области, комитет по физической культуре и спорту области |
Основные разработчики Программы | департамент строительства, энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Правительства области, департамент сельского хозяйства области |
Цели и задачи Программы | развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований и/или сельских территорий муниципальных образований; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально- экономическому развитию сельских муниципальных образований и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления; расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности |
Сроки и этапы реализации Программы | 2004-2010 годы: I этап - 2004-2006 годы; II этап - 2007-2010 годы |
Основные мероприятия Программы | мероприятия сгруппированы по следующим направлениям: жилищное строительство, образование, здравоохранение, физкультура и спорт, культура, электрификация, газификация, водоснабжение, телекоммуникационная связь, дорожное строительство. Реализация мероприятий обеспечит: улучшение жилищных условий сельского населения; улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи; сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни сельского населения, профилактики правонарушений, наркомании и алкоголизма; повышение образовательного уровня учащихся обще- образовательных учреждений в сельской местности, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями; активизацию культурно - досуговой деятельности на селе; повышение уровня и качества электро-, водо- и газо- снабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью; расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием; повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания рабочих мест |
Исполнители основных мероприятий Программы | департамент сельского хозяйства области, департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Правительства области, департамент образования области, департамент здравоохранения области, департамент культуры области, департамент дорожного хозяйства области, комитет по транспорту и связи Правительства области, комитет по физической куль- туре и спорту области, департамент межрегиональных и внешних связей, туризма, торговли и услуг Правительства области, органы местного самоуправления, строительные, проектные и научные организации на конкурсной основе, общественные организации |
Объемы и источники финансирования Программы | общая сумма расходов на реализацию Программы - 4,55 млрд.руб., в том числе: средства федерального бюджета - 0,99 млрд.руб. (21,7 процента); средства областного бюджета - 1,82 -------- млрд.руб. (40,0 процента); средства муниципальных образований - 0,4 млрд.руб. (8,8 процента); средства внебюджетных источников - 1,34 млрд.руб. (29,5 процента) |
Ожидаемые результаты реализации Программы | реализация Программы позволит: улучшить жилищные условия более 1,6 тыс.сельских семей, повысить уровень газификации домов (квартир) природным газом до 70 процентов; улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией, довести электропотребление на бытовые цели до 0,8 МВт/ч в год на душу населения; довести долю обучающихся в благоустроенных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 50 процентов; повысить уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями до 80 процентов; повысить уровень обеспеченности больничными местами и амбулаториями; повысить уровень обеспеченности клубными учреждениями; привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом 12 процентов учащейся сельской молодежи и до 10 процентов работающих в сельской местности; повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой; обеспечить ввод 4,04 тыс. телефонных номеров; привести в нормативно-техническое состояние 54 км автомобильных дорог и расширить сеть автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты. |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.
За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.
На начало 2002 года жилищный фонд области составил 28,5 млн. квадратных метров общей площади, в том числе в сельской местности - 10,6 млн. кв. метров (37 процентов). Уровень благоустройства в городских поселениях значительно выше, чем в сельской местности.
Основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств. Оборудование жилого фонда в сельской местности водопроводом составляет 26 процентов, центральным отоплением -18,7 процента, канализацией - 17,8 процента, горячим водоснабжением - 12,3 процента.
За последние годы в Вологодской области обострилась проблема, связанная с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда и отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.
Наличие спортивных сооружений в районах области составляет 50 процентов от необходимого количества. Наиболее трудное положение по обеспечению объектами спортивного назначения в сельской местности, где 10 районных центров не имеют общедоступных спортивных залов, 38 процентов общеобразовательных школ и 53 процента ДЮСШ не имеют типовых спортивных залов.
Серьезное опасение вызывает состояние здоровья учащейся молодежи. Около 53 процентов школьников имеют ослабленное здоровье. Доля здоровых детей к окончанию обучения не превышает 20-25 процентов. Снижается уровень физической подготовленности молодежи. Около 50 процентов призывников не выполняют предусмотренных нормативов, 20 процентов признаются непригодными к службе в армии по состоянию здоровья.
Сеть участковых больниц сократилась на 33,8 процента, фельдшерско-акушерских пунктов - на 10,6 процента. На 10 тысяч человек в сельской местности приходится 82,7 врачебных больничных коек (в городе - 125,7), обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тысяч жителей на селе в 1,6 раза меньше, чем в городе, и ниже оснащенность диагностическим медицинским оборудованием.
Обеспеченность сельского населения врачами по сравнению с городским населением меньше в 4,8 раза, а средним медицинским персоналом - в 1,9 раза, ниже доступность специализированной медицинской помощи.
Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на 20-30 процентов, их единовременная пропускная способность составляет 16 процентов норматива. Занимаются физической культурой и спортом всего 9,2 процента взрослого населения, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40-50 процентов.
На начало 2001 года в области функционировали 1064 сельских образовательных учреждения, в том числе 438 дошкольных, 233 начальных, 213 основных, 174 средних, 6 специальных (коррекционных) школ, 19 профессиональных училищ, 6 сельхозтехникумов. Из 191066 учащихся школ области 62446 обучаются в сельских школах, что составляет 32,7 процента. Остро стоит вопрос выживаемости сельской малокомплектной школы. За последние 4 года на селе закрыты 22 школы из-за отсутствия контингента. За это же время численность обучающихся сократилась на 2517 человек.
В результате сокращения сети общеобразовательных учреждений и отсутствия организованной доставки детей к ним обострилась проблема доступности общего образования.
Несмотря на принимаемые меры по улучшению положения дел в народном образовании, материальная база учреждений образования сельской местности не улучшается. 248 сельских школ требуют капитального ремонта, 46 находятся в аварийном состоянии. В нетиповых, приспособленных помещениях размещены 277 школ (43,9 процента), без канализации - 42 (67,6 процента), без водопровода - 337 (53,2 процента), в 101 школе нет мастерских, в 259 - спортзалов, в 224 - столовых или буфетов. Только в 204 школах на селе (33 процента) имеются все виды благоустройства.
В связи с сокращением сети образовательных учреждений принимаются меры по организации подвоза учащихся в школы из отдаленных деревень. Имеющиеся автобусы в некоторых школах находятся в непригодном для эксплуатации состоянии, что создает угрозу жизни и здоровью обучающихся.
За период с 1991 года численность сельских дошкольных учреждений сократилась на 263 единицы, а количество детей в них - в 2,6 раза. Из имеющихся на начало 2001 года 683 детских дошкольных учреждений 55 процентов являются малокомплектными.
Материальные трудности препятствуют созданию полноценной развивающей среды в дошкольных учреждениях, сельские школы испытывают трудности в программно-методическом, материально-техническом обеспечении учебного процесса, в большинстве сельских школ нет кабинетов основ информатики.
В сельских профессиональных училищах, лицеях и техникумах, расположенных в 24 районах области, сложилась еще более критическая ситуация. В этих образовательных учреждениях обучается более 9 тысяч учащихся и студентов по 30 профессиям начального профессионального образования и 15 специальностям среднего профессионального образования.
Серьезным препятствием для подготовки квалифицированных специалистов является недостаточное количество учебников и учебно-наглядных пособий, особенно по специальным дисциплинам.
За последние годы в сельских профессиональных училищах резко сократилась подготовка специалистов агропромышленного комплекса. Выпуск профессиональных кадров для агропромышленного комплекса сократился с 1901 человека до 1188 человек.
За последнее десятилетие число киноустановок сократилось на 48 процентов, библиотек - на 5,5 процента, уменьшился библиотечный фонд.
Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации. В сельских поселениях практически прекратила функционировать сеть предприятий бытового обслуживания.