Недействующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА"

Утверждена постановлением

Законодательного Собрания

области от 10.09.2003 N 526

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА" ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

областная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года"

Основание для разработки Программы

постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года"

Заказчик - координатор Программы

департамент сельского хозяйства области

Заказчики Программы

департамент строительства, энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Правительства области, департамент образования области, департамент здраво- охранения области, департамент культуры области, департамент дорожного хозяйства области, комитет по транспорту и связи Правительства области, комитет по физической культуре и спорту области

Основные разработчики Программы

департамент строительства, энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Правительства области, департамент сельского хозяйства области

Цели и задачи Программы

развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований и/или сельских территорий муниципальных образований; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально- экономическому развитию сельских муниципальных образований и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления; расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности

Сроки и этапы реализации Программы

2004-2010 годы: I этап - 2004-2006 годы; II этап - 2007-2010 годы

Основные мероприятия Программы

мероприятия сгруппированы по следующим направлениям: жилищное строительство, образование, здравоохранение, физкультура и спорт, культура, электрификация, газификация, водоснабжение, телекоммуникационная связь, дорожное строительство. Реализация мероприятий обеспечит: улучшение жилищных условий сельского населения; улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи; сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни сельского населения, профилактики правонарушений, наркомании и алкоголизма; повышение образовательного уровня учащихся обще- образовательных учреждений в сельской местности, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями; активизацию культурно - досуговой деятельности на селе; повышение уровня и качества электро-, водо- и газо- снабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью; расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием; повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания рабочих мест

Исполнители основных мероприятий Программы

департамент сельского хозяйства области, департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Правительства области, департамент образования области, департамент здравоохранения области, департамент культуры области, департамент дорожного хозяйства области, комитет по транспорту и связи Правительства области, комитет по физической куль- туре и спорту области, департамент межрегиональных и внешних связей, туризма, торговли и услуг Правительства области, органы местного самоуправления, строительные, проектные и научные организации на конкурсной основе, общественные организации

Объемы и источники финансирования Программы

общая сумма расходов на реализацию Программы - 4,55 млрд.руб., в том числе: средства федерального бюджета - 0,99 млрд.руб. (21,7 процента); средства областного бюджета - 1,82 -------- млрд.руб. (40,0 процента); средства муниципальных образований - 0,4 млрд.руб. (8,8 процента); средства внебюджетных источников - 1,34 млрд.руб. (29,5 процента)

Ожидаемые результаты реализации Программы

реализация Программы позволит: улучшить жилищные условия более 1,6 тыс.сельских семей, повысить уровень газификации домов (квартир) природным газом до 70 процентов; улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией, довести электропотребление на бытовые цели до 0,8 МВт/ч в год на душу населения; довести долю обучающихся в благоустроенных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 50 процентов; повысить уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями до 80 процентов; повысить уровень обеспеченности больничными местами и амбулаториями; повысить уровень обеспеченности клубными учреждениями; привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом 12 процентов учащейся сельской молодежи и до 10 процентов работающих в сельской местности; повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой; обеспечить ввод 4,04 тыс. телефонных номеров; привести в нормативно-техническое состояние 54 км автомобильных дорог и расширить сеть автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.

За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.

На начало 2002 года жилищный фонд области составил 28,5 млн. квадратных метров общей площади, в том числе в сельской местности - 10,6 млн. кв. метров (37 процентов). Уровень благоустройства в городских поселениях значительно выше, чем в сельской местности.

Основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств. Оборудование жилого фонда в сельской местности водопроводом составляет 26 процентов, центральным отоплением -18,7 процента, канализацией - 17,8 процента, горячим водоснабжением - 12,3 процента.

За последние годы в Вологодской области обострилась проблема, связанная с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда и отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.

Наличие спортивных сооружений в районах области составляет 50 процентов от необходимого количества. Наиболее трудное положение по обеспечению объектами спортивного назначения в сельской местности, где 10 районных центров не имеют общедоступных спортивных залов, 38 процентов общеобразовательных школ и 53 процента ДЮСШ не имеют типовых спортивных залов.

Серьезное опасение вызывает состояние здоровья учащейся молодежи. Около 53 процентов школьников имеют ослабленное здоровье. Доля здоровых детей к окончанию обучения не превышает 20-25 процентов. Снижается уровень физической подготовленности молодежи. Около 50 процентов призывников не выполняют предусмотренных нормативов, 20 процентов признаются непригодными к службе в армии по состоянию здоровья.

Сеть участковых больниц сократилась на 33,8 процента, фельдшерско-акушерских пунктов - на 10,6 процента. На 10 тысяч человек в сельской местности приходится 82,7 врачебных больничных коек (в городе - 125,7), обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тысяч жителей на селе в 1,6 раза меньше, чем в городе, и ниже оснащенность диагностическим медицинским оборудованием.

Обеспеченность сельского населения врачами по сравнению с городским населением меньше в 4,8 раза, а средним медицинским персоналом - в 1,9 раза, ниже доступность специализированной медицинской помощи.

Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на 20-30 процентов, их единовременная пропускная способность составляет 16 процентов норматива. Занимаются физической культурой и спортом всего 9,2 процента взрослого населения, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40-50 процентов.

На начало 2001 года в области функционировали 1064 сельских образовательных учреждения, в том числе 438 дошкольных, 233 начальных, 213 основных, 174 средних, 6 специальных (коррекционных) школ, 19 профессиональных училищ, 6 сельхозтехникумов. Из 191066 учащихся школ области 62446 обучаются в сельских школах, что составляет 32,7 процента. Остро стоит вопрос выживаемости сельской малокомплектной школы. За последние 4 года на селе закрыты 22 школы из-за отсутствия контингента. За это же время численность обучающихся сократилась на 2517 человек.

В результате сокращения сети общеобразовательных учреждений и отсутствия организованной доставки детей к ним обострилась проблема доступности общего образования.

Несмотря на принимаемые меры по улучшению положения дел в народном образовании, материальная база учреждений образования сельской местности не улучшается. 248 сельских школ требуют капитального ремонта, 46 находятся в аварийном состоянии. В нетиповых, приспособленных помещениях размещены 277 школ (43,9 процента), без канализации - 42 (67,6 процента), без водопровода - 337 (53,2 процента), в 101 школе нет мастерских, в 259 - спортзалов, в 224 - столовых или буфетов. Только в 204 школах на селе (33 процента) имеются все виды благоустройства.

В связи с сокращением сети образовательных учреждений принимаются меры по организации подвоза учащихся в школы из отдаленных деревень. Имеющиеся автобусы в некоторых школах находятся в непригодном для эксплуатации состоянии, что создает угрозу жизни и здоровью обучающихся.

За период с 1991 года численность сельских дошкольных учреждений сократилась на 263 единицы, а количество детей в них - в 2,6 раза. Из имеющихся на начало 2001 года 683 детских дошкольных учреждений 55 процентов являются малокомплектными.

Материальные трудности препятствуют созданию полноценной развивающей среды в дошкольных учреждениях, сельские школы испытывают трудности в программно-методическом, материально-техническом обеспечении учебного процесса, в большинстве сельских школ нет кабинетов основ информатики.

В сельских профессиональных училищах, лицеях и техникумах, расположенных в 24 районах области, сложилась еще более критическая ситуация. В этих образовательных учреждениях обучается более 9 тысяч учащихся и студентов по 30 профессиям начального профессионального образования и 15 специальностям среднего профессионального образования.

Серьезным препятствием для подготовки квалифицированных специалистов является недостаточное количество учебников и учебно-наглядных пособий, особенно по специальным дисциплинам.

За последние годы в сельских профессиональных училищах резко сократилась подготовка специалистов агропромышленного комплекса. Выпуск профессиональных кадров для агропромышленного комплекса сократился с 1901 человека до 1188 человек.

За последнее десятилетие число киноустановок сократилось на 48 процентов, библиотек - на 5,5 процента, уменьшился библиотечный фонд.

Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации. В сельских поселениях практически прекратила функционировать сеть предприятий бытового обслуживания.