ЗАКОН
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 04 июня 1999 года N 365-ОЗ
О ЗЕЛЕНЫХ ЗОНАХ ПОСЕЛЕНИЙ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят Законодательным Собранием области 26 мая 1999 года
{Изменения и дополнения:
Закон Вологодской области от 16.10.2000 N 539-ОЗ;
Закон Вологодской области от 22.07.2002 N 821-ОЗ;
Закон Вологодской области от 22.04.2003 N 894-ОЗ}
{Утратил силу:
Закон Вологодской области от 25.11.2004 N 1081-ОЗ.}
Настоящий закон вводится в целях установления принципов выделения зеленых зон поселений, определения режима природопользования в них, а также в целях единого подхода к ведению лесного хозяйства в лесах зеленых зон области.
Закон распространяется на отношения в сфере использования земель лесного фонда зеленых зон поселений, а также земель, занятых древесно-кустарниковой растительностью, расположенных в их границах.
{преамбула в редакции закона Вологодской области от 16.10.2000 N 539-ОЗ}
В настоящем законе используются следующие основные понятия:
территория пригородной зоны поселения - земли, примыкающие к границе (черте) поселения и предназначенные для развития территории поселения (территория резерва для развития поселения), размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, инженерной, транспортной инфраструктур, садоводческих и дачных кооперативов, мест отдыха населения, а также для ведения сельского хозяйства и выполнения защитных и санитарно-гигиенических функций;
зеленая зона поселения - часть территории пригородной зоны поселения, занятая природными лесами, лесопарками или зелеными насаждениями и выполняющая санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. В зеленых зонах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду;
лесоустройство - специализированный вид лесохозяйственной деятельности, обеспечивающий разработку системы государственных мероприятий, направленных на рациональное использование, повышение продуктивности, воспроизводство, охрану и защиту лесов, повышение культуры ведения лесного хозяйства;
лесопарковая часть зеленой зоны - участки земель, расположенные вблизи железных и шоссейных дорог, рек, водных бассейнов и являющиеся местом отдыха населения, а также лесные площади, которые по своим эстетическим свойствам могут стать активно посещаемыми населением после проведения работ по улучшению существующих или устройству новых подъездных путей и пешеходных троп;
лесохозяйственная часть зеленой зоны - участки земель с лесными массивами, удаленные от населенных пунктов, не имеющие развитой транспортной сети, слабо посещаемые населением. Лесохозяйственная часть зеленой зоны выполняет санитарно-гигиенические и защитные функции, которые следует сочетать с соответствующей организацией лесопользования;
рубки ухода за лесом - рубки промежуточного пользования с целью периодического удаления из насаждений деревьев, отставших в росте или мешающих росту деревьев главных пород;
санитарные рубки - рубки, проводимые в древостоях неудовлетворительного санитарного состояния с целью предупреждения заболеваний и массового размножения насекомых-вредителей, оздоровления лесных насаждений, получения древесины;
рубки реконструкции - различные виды рубок с целью замены малоценных насаждений хозяйственно ценными;
ландшафтная таксация - вид лесоустроительных работ, в процессе которых для каждого выдела определяется тип ландшафта (пейзажа), рекреационная, санитарно-гигиеническая и эстетическая его оценка, степень устойчивости и деградации насаждений;
подсочка - искусственное ранение растущих деревьев для получения живицы хвойных пород, сахаристых соков березы, клена и других деревьев;
осмолоподсочка - нанесение на поверхности стволов сосны в период вегетации систематических ранений (подновок) для получения закристаллизовавшейся живицы (парраса) и стволового осмола из низкобонитетных сосновых насаждений.
Внешняя граница зеленых зон определяется потребностью конкретного поселения в площади зеленых насаждений исходя из действующих нормативов и целесообразностью включения в их границы того или иного лесного квартала или земельного участка, отводимого для создания зеленой зоны.
Территориальное размещение лесов зеленых зон устанавливается в зависимости от необходимости защиты населенных пунктов от неблагоприятных воздействий выбросов и сбросов промышленных предприятий, структуры существующих и проектируемых путей транспортного сообщения в пригородах, фактического и намечаемого размещения мест массового отдыха населения, наличия рек, озер и других водоемов, лесов, а также земель, пригодных для создания лесонасаждений.
Зеленые зоны выполняют санитарно-гигиенические функции, способствуют оздоровлению воздушного бассейна вокруг поселений, смягчению неблагоприятных природно-климатических и антропогенных факторов и являются местом отдыха населения.
Основные задачи ведения хозяйства в зеленых зонах:
обеспечение экологической безопасности и равновесия территорий поселений;
формирование и сохранение вокруг поселений долговечного здорового леса, способствующего активной посещаемости населением, оказывающего благоприятное воздействие на климат;
создание благоприятных условий отдыха населения в летний и зимний периоды.
Леса зеленых зон подлежат лесоустройству по первому разряду. В лесопарковых частях зеленых зон, а также в местах активного отдыха населения производится ландшафтная таксация.
Режим природопользования в пределах зеленых зон регулируется соответствующими законодательными актами Российской Федерации, Вологодской области и настоящим законом.
Режим хозяйственной деятельности в пределах лесопарковых частей зеленых зон регулируется законом области "Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области".
К полномочиям органов законодательной (представительной) власти области в сфере управления и развития зеленых зон относятся:
установление в пределах компетенции налоговых и иных льгот предприятиям, учреждениям, организациям, созданным для обслуживания зеленых зон на территории области;
утверждение порядка пользования участками в границах зеленых зон.
утверждение областных программ развития зеленых зон поселений;
утверждение бюджетных ассигнований на функционирование, развитие и охрану зеленых зон поселений и осуществление контроля за их использованием;
осуществление иных полномочий, предоставленных в соответствии с действующим законодательством.
{статья 6 в редакции закона Вологодской области от 16.10.2000 N 539-ОЗ}
К ведению органов исполнительной власти области по управлению и развитию зеленых зон относятся:
установление или изменение по согласованию с органами местного самоуправления границ зеленых зон поселений на территории области, их лесопарковых и лесохозяйственных частей;
отнесение лесов к категории защитности "зеленые зоны";
предоставление участков лесного фонда в аренду;
обеспечение соответствия управления развитием зеленых зон законодательству Российской Федерации и законодательству области;
осуществление государственного контроля в области организации и функционирования зеленых зон;
участие в разработке и реализации государственных федеральных и областных программ развития зеленых зон;
организация и проведение научно-исследовательских работ в области использования и охраны зеленых зон;
финансирование развития, функционирования и охраны лесопарковой и лесохозяйственной частей зеленых зон из средств бюджета области и внебюджетных фондов, выделенных на эти цели;
привлечение материально-технических ресурсов на развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии территорий зеленых зон.
осуществление иных полномочий, предоставленных в соответствии с действующим законодательством.
Органы исполнительной власти области осуществляют свои полномочия в сфере управления территориями зеленых зон поселений непосредственно через территориальные специально уполномоченные государственные органы Российской Федерации в области управления лесным хозяйством и в области охраны окружающей природной среды.
{статья 7 в редакции закона Вологодской области от 16.10.2000 N 539-ОЗ}
К полномочиям органов местного самоуправления относится:
участие в разработке мероприятий по развитию зеленых зон поселений и их благоустройству;
организация через комитеты по земельным ресурсам подготовки землеустроительных дел и практический отвод земельных участков в границах зеленых зон для государственных и общественных нужд на основании соответствующих решений;
утверждение бюджетных ассигнований на функционирование, развитие и охрану зеленых зон поселений и осуществление контроля за их использованием;
участие совместно с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в подготовке представления о передаче участков лесного фонда в аренду;
внесение предложений в органы исполнительной власти области об изменении границ зеленых зон;
разработка генеральных схем благоустройства зеленых зон;
информирование населения о правовом статусе зеленых зон, о предстоящем изъятии земель зеленой зоны;
осуществление иных полномочий, предоставленных в соответствии с действующим законодательством.
Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в сфере управления территориями зеленых зон поселений непосредственно через территориальные специально уполномоченные государственные органы Российской Федерации в области управления лесным хозяйством и в области охраны окружающей среды.
{статья 8 в редакции закона Вологодской области от 16.10.2000 N 539-ОЗ}
{статья 9 исключена законом Вологодской области от 16.10.2000 N 539-ОЗ}
Граждане, их объединения и юридические лица в соответствии с действующим законодательством имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с определением границ зеленых зон, изъятием и предоставлением в пользование земельных участков в зеленой зоне, а также затрагивающих интересы населения.
{статья 9 в редакции закона Вологодской области от 16.10.2000 N 539-ОЗ}
Предложения по установлению границ пригородной зоны, куда включается и зеленая зона поселений, входят в утверждаемую часть концепции генерального плана поселения. Вопросы социально-экономического развития пригородной зоны решаются по материалам концепции генерального плана поселений, проекта планировки пригородной зоны или разрабатываются в составе генерального плана застройки поселения.
Установление границ пригородных зон поселений осуществляется на основе градостроительной документации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Вологодской области.
Выделение лесов в зеленые зоны производится на основе генеральных планов развития городов, районных планировок и при разработке генеральных схем развития лесного хозяйства.
При отсутствии генеральных планов предложения о выделении зеленых зон могут вносить органы местного самоуправления городов и районов, лесхозы, промышленные предприятия, лечебные и научные учреждения, органы охраны природы и лесоустроительные предприятия, общественные организации и граждане.
Ходатайство о выделении зеленых зон поселений возбуждается органами местного самоуправления поселения, в пригородной зоне которого планируется создание зеленой зоны.
Леса зеленых зон подразделяются на лесопарковую и лесохозяйственную части.
Основными принципами ведения лесного хозяйства в лесопарковой части являются: