ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02 июля 2012 года N 701
О внесении изменения в постановление Правительства области от 4 октября 2010 года N 1134
Утратил силу в ред. Постановления Правительства области от 22.10.2012 N 1228.
Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Внести изменение в постановление Правительства области от 4 октября 2010 года N 1134 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Вода Вологодчины" на 2011-2020 годы", изложив долгосрочную целевую программу "Вода Вологодчины" на 2011-2020 годы", утвержденную указанным постановлением, в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
По поручению
Губернатора области
первый заместитель
Губернатора области
В.В. Рябишин
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 02.07.2012 N 701
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 04.10.2010 N 1134
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Вода Вологодчины" на 2011-2020 годы
(далее – Программа)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | долгосрочная целевая программа "Вода Вологодчины" на 2011-2020 годы |
Основания для разработки Программы | распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р "Об утверждении Водной стратегии Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации до 2020 года"; постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011 – 2017 годы" |
Основные цели и задачи Программы | цели - обеспечение качественной питьевой водой населения области, снижение загрязнения водных объектов и негативного воздействия вод на объекты экономики и жизнедеятельности населения |
задачи: - строительство, реконструкция, модернизация и ремонт очистных сооружений, систем водоснабжения и водопроводных сетей, а в сельских поселениях - строительство и ремонт колодцев, обустройство родников как альтернативных источников воды питьевого качества; - охрана и рациональное использование подземных вод, создание резервных источников водоснабжения; - обеспечение безопасности гидротехнических сооружений; - выполнение работ по обустройству водоохранных зон, проведение берегоукрепительных работ; - совершенствование системы мониторинга на основе применения геоинформационных технологий, формирования информационной базы данных по контролю состояния окружающей среды, модернизации наблюдательной сети, совершенствования гидрометеорологических прогнозов, повышения объективности комплексной оценки влияния хозяйственной деятельности на водные объекты; - разработка и использование научно-обоснованных и объективных показателей техногенного воздействия на окружающую среду и показателей экологической эффективности природоохранной деятельности, совершенствование технологий, направленных на снижение техногенной нагрузки на водные объекты. обеспечение информирования и просвещения населения по вопросам охраны и рационального использования водных ресурсов | |
Сроки реализации Программы | 2011 – 2020 годы |
Ответственный исполнитель Программы | Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области |
Соисполнители Программы | Департамент развития муниципальных образований области |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования мероприятий Программы из средств областного бюджета на 2011– 2020 годы составляет – 5698933,31 тыс. рублей, из них субсидии бюджетам муниципальных образований области из регионального фонда софинансирования расходов – 5393675,64 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | реконструкция 112 очистных сооружений канализации (далее – ОСК) в 23 муниципальных районах, строительство 44 новых ОСК в 17 муниципальных районах области; |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена
Программа и прогноз развития ситуации с учетом реализации Программы
Вологодская область является обеспеченной водными ресурсами. Удельный вес населения, обеспеченного питьевой водой надлежащего качества, составляет в городских поселениях – 55,9% (по стране – 63,93%), в сельских – 18,9% (по стране – 38,73%). Централизованным водоснабжением в основном охвачены лишь города и районные центры области, в сельских населенных пунктах степень оснащенности системами централизованного водоснабжения составляет 7-30%.
По данным лабораторного контроля доля неудовлетворительных проб в источниках водоснабжения в 2009 году оставалась на стабильно высоком уровне: по санитарно-химическим показателям составила - 32,4%, по микробиологическим – 6,3% от обследованных источников.
В 2008 году введены в действие изменения гигиенических нормативов питьевой воды на ряд показателей. В перечне показателей (их более 40) изменился в сторону ужесточения норматив на показатель "хлороформ" с 0,2 мг/л до 0,06 мг/л, что невозможно выполнить при существующей технологии очистки воды на очистных сооружениях водоснабжения области. Сроки внедрения пересмотренных нормативов могут быть пролонгированы с учетом разработанных муниципальных программ, планов мероприятий предприятий водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) по достижению показателей предельно-допустимых концентраций (ПДК).
Основными загрязнителями питьевой воды, имеющими природный характер происхождения, в Вологодской области являются бор (превышение ПДК на 13 территориях), фтор (превышение ПДК на 4 территориях). На 24 территориях области вода не соответствует гигиеническим нормативам по органолептическим показателям и железу. Например, население села Шуйское Междуреченского района для питьевого водоснабжения использует воду со значительным превышением гигиенических нормативов по показателю бор (2,5 – 8 ПДК), который является элементом с эмбриотоксичным действием, влияющим на обменные процессы в организме, репродуктивную функцию у мужчин, при длительном воздействии на организм человека приводит к раздражению желудочно-кишечного тракта. Тяжелая ситуация складывается в населенных пунктах Вологодского муниципального района Фетинино (население 756 человек), Семенково (население 1366 человек), Дубровское (население 1176 человек) Семенковского сельского поселения, Семенково-2, Фофанцево Прилукского сельского поселения, с. Новленское Новленского сельского поселения, д. Макарово Вепревского сельского поселения, где содержание железа более 10 ПДК.
Система водоснабжения во многих случаях несовершенна, стандарты качества питьевой воды не достигаются из-за неэффективных методов водоподготовки. Техническое состояние водопроводных сетей и сооружений не обеспечивает рациональное использование питьевой воды и соблюдение требований к ее качеству. Из-за неудовлетворительного состояния водопроводных сетей почти одна седьмая часть поданной в сеть воды не доходит до потребителей. От 10% до 70 % водопроводных сетей нуждаются в замене. Особенно велика доля сетей, требующих замены, в районах: Белозерском – 70 %, Верховажском – 64%, Междуреченском – 56%, Сокольском – 59%, Усть - Кубинском – 77%.
Неудовлетворительное состояние водопроводно-канализационного хозяйства населенных пунктов представляет угрозу здоровью и безопасности населения. Использование некачественной питьевой воды ведет к увеличению степени риска воздействия на организм человека токсичных, канцерогенных и мутагенных веществ, росту проявлений патологий.
Проблема устойчивого обеспечения населения качественной питьевой водой во многом определяется состоянием водных объектов как основных источников водоснабжения. Предотвращение загрязнения водной среды, сохранение и восстановление водных ресурсов являются определяющими условиями решения этой проблемы.
Из всех сточных вод, образующихся на объектах хозяйственной деятельности области и подлежащих очистке, 23,5% очищаются до нормативного качества, две трети (65,6%) загрязненных сточных вод очищаются недостаточно эффективно, а 10,9% стоков сбрасываются в водоемы без очистки.
Если по химическим показателям качества речной воды удалось достичь существенного снижения загрязнения, то в отношении бактериологических показателей наблюдается ухудшение. По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области, 37,6% источников водоснабжения (включая подземные) не отвечают требованиям санитарных норм.
Одной из причин этого является попадание в водные объекты и на их водосборные площади неочищенных хозяйственно-бытовых стоков. Вызвано это прорывами на канализационных сетях, устройством централизованных систем водопровода при отсутствии такой же централизованной сети канализации, несоблюдением требований к эксплуатации локальных приемников стоков (выгреба, септики).
Другой причиной является неэффективное обеззараживание стоков на муниципальных очистных сооружениях, большая часть которых эксплуатируется 20-30 лет и требует модернизации и замены оборудования. Из 177 ОСК на территории области в удовлетворительном состоянии находятся 74%, в неудовлетворительном – 24%, и только 2% - в хорошем состоянии.
Неблагополучная ситуация, имеющая тенденцию ухудшения, складывается с водоотведением в небольших населенных пунктах области, где очистные сооружения или отсутствуют, или обветшали настолько, что стоки практически без очистки поступают в водоемы.
Вместе с тем область располагает значительными ресурсами пресных подземных вод, составляющими 7,6 млн. куб. м в сутки. Воды из подземных источников, которые отличаются более высоким качеством в сравнении с поверхностными водами и являются наиболее защищенными от внешнего воздействия, характеризуются недостаточной геологической изученностью. Доля подземных вод в хозяйственно-питьевом водоснабжении в Белозерском и Кадуйском муниципальных районах составляет менее 10%, в Вожегодском, Вытегорском, Междуреченском, Тарногском, Тотемском, Чагодощенском и Устюженском муниципальных районах - до 90 % и более. В Бабаевском и Бабушкинском районах потребность в питьевой воде полностью обеспечивается за счет подземных вод. Для водоснабжения города Череповца используются исключительно поверхностные воды. Разведанная ресурсная база подземных вод используется на уровне 81% по количеству введенных в эксплуатацию месторождений и всего на 11% по запасам.
В связи с этим задачей особой важности является оценка и утверждение запасов подземных вод для обеспечения населенных пунктов водой требуемого качества в необходимом количестве и на длительный период, а также создание резервных источников для водоснабжения в чрезвычайных ситуациях.
Важным направлением работ является осуществление мероприятий по охране подземных вод от загрязнения и истощения. Наряду с профилактическими мероприятиями, такими как обустройство зон санитарной охраны водозаборов, необходимо проводить специальные водозащитные мероприятия, в составе которых важнейшую роль играет ликвидация заброшенных и выполнивших свое назначение скважин, в том числе самоизливающихся.
Требуют неотложного решения вопросы безопасности гидротехнических сооружений. В целях недопущения разрушения плотин, защитных дамб, регулирующих гидроузлов и других сооружений ежегодно при прохождении весеннего половодья и паводков, влекущих за собой негативные последствия, необходим комплекс работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций.
Одной из наиболее острых проблем является негативное воздействие вод: паводки, наводнения, подтопление и затопление земель, населенных пунктов и объектов экономики. На территории области в зоне возможного подтопления проживает 20,836 тыс. человек. Также серьезной проблемой является разрушение берегов водохранилищ и рек. Разрушение берегов приводит к выведению из землепользования значительных территорий сельскохозяйственных и лесных угодий, поэтому часть мероприятий направлена на предотвращение негативного воздействия вод: строительство защитных сооружений от затопления паводковыми водами, берегоукрепительные и дноуглубительные работы.
Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос позволит предотвратить застройку береговой полосы и загрязнение водных объектов, а также усилить контроль за соблюдением режима использования земель водоохранных зон.
В 90-е годы произошло значительное сокращение сети наблюдений за гидрологическим и гидрохимическим режимами водных объектов на территории области, были сокращены программы наблюдений. Существующие посты наблюдений расположены зачастую в труднодоступных местах, что не позволяет обеспечить необходимую периодичность и срочность отбора проб воды из водных объектов. Все это негативно сказывается на объеме информации, необходимой для составления гидрологических прогнозов, планировании мероприятий по улучшению качества вод в водных объектах и т.д.
Для предотвращения негативного воздействия вод необходимо открытие временных гидрологических постов, действующих в период весеннего половодья.
В целях обеспечения населения качественной питьевой водой, разработки мероприятий по улучшению состояния поверхностных и подземных источников централизованного водоснабжения необходимо получение информации об их состоянии.
Применение геоинформационных систем для накопления, хранения, анализа информации о состоянии окружающей среды в целом и гидросфере в частности является непременным условием современного подхода к обработке информации. Применение ГИС-технологий позволяет оперативно получать необходимую информацию в нужном формате, обмениваться ею, давать развернутый анализ для принятия решений, прогнозировать развитие чрезвычайных ситуаций.
Постоянно возрастающая интенсивность использования водных ресурсов в технологических циклах и хозяйственно-питьевом водоснабжении может привести к их истощению как количественному, так и к качественному. Ремонт и реконструкция существующих систем водоподготовки и водоочистки во многих случаях уже не приводит к существенному улучшению качества вод, подаваемых для использования и отводимых в водные объекты. Необходима разработка принципиально новых технологий использования и очистки вод.
Введение новых производств, расширение систем водоснабжения населенных пунктов невозможно без оценки количественного и качественного состояния водных ресурсов области.
Одним из условий успешной реализации Программы является активизация широкой общественности по сохранению водных объектов, бережное отношение к природным богатствам, обмен знаниями и опытом в решении экологических проблем.
Информация о состоянии водных объектов, о ходе реализации Программы должна быть доступной для всех уровней власти и населения.
Необходимость решения проблем обеспечения качественной питьевой водой населения области, снижения загрязнения водных объектов и негативного воздействия вод на объекты экономики и жизнедеятельности населения программно-целевым методом объясняется следующими факторами:
региональной и государственной значимостью проблемы;
ресурсоемкостью решения проблемы и необходимостью консолидации средств бюджетов всех уровней;
осуществлением согласованности управленческих решений при взаимодействии органов исполнительной государственной власти области и органов местного самоуправления для решения проблем эффективного водопользования и охраны водной среды.
Программой социально-экономического развития области на 2011-2013 годы определены основные проблемы, одной из которых на среднесрочную перспективу является негативное воздействие на окружающую среду выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сбросов загрязненных сточных вод, а также промышленных и бытовых отходов.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Программа представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных, технических и хозяйственных мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности, уменьшения вредной нагрузки на водную среду, рационального водопользования.
Основными целями Программы является обеспечение качественной питьевой водой населения области, снижение загрязнения водных объектов и негативного воздействия вод на объекты экономики и жизнедеятельности населения.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
строительство, реконструкция, модернизация и ремонт очистных сооружений, систем водоснабжения и водопроводных сетей, а в сельских поселениях - строительство и ремонт колодцев, обустройство родников как альтернативных источников воды питьевого качества. В результате реализации данных мероприятий 204,0 тыс. жителей области будут обеспечены качественной питьевой водой, отремонтированы 112 очистных сооружений канализации (ОСК), построены 44 новых ОСК, объемы сброса загрязненных сточных вод сократятся на 55,7%. Будет обустроено 71 родник и 82 колодца;
охрана и рациональное использование подземных вод. Будет создано 13 резервных источников питьевого водоснабжения на период чрезвычайных ситуаций, в результате выявления запасов подземных вод будет обеспечено устойчивое водоснабжение ряда населенных пунктов области, затампонирована 201 скважина;
обеспечение безопасности гидротехнических сооружений. Будет выполнен капитальный ремонт 14 гидротехнических сооружений;
снижение уровня загрязнения водных объектов, в том числе за счет выполнения комплекса работ по обустройству водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер и водохранилищ, проведение берегоукрепительных работ. Протяженность берегоукрепительных работ составит 11180 пог.м.;
совершенствование системы мониторинга на основе применения геоинформационных технологий, формирования информационной базы данных по контролю состояния окружающей среды, модернизации наблюдательной сети, совершенствования гидрометеорологических прогнозов, повышения объективности комплексной оценки влияния хозяйственной деятельности на водные объекты;
разработка и использование научно-обоснованных и объективных показателей техногенного воздействия на окружающую среду и показателей экологической эффективности природоохранной деятельности, совершенствование технологий, направленных на снижение техногенной нагрузки на водные объекты. Обеспечение информирования и просвещения населения по вопросам охраны и рационального использования водных ресурсов.
Сроки реализации Программы – 2011 - 2020 годы.
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться в 2 этапа:
1-й этап (первоочередные мероприятия) - 2011-2013 годы;
2-й этап - 2014-2020 годы.
3. Перечень мероприятий Программы
Программа включает в себя проекты и мероприятия, имеющие единую целевую направленность (приложение 1 к Программе).
Раздел 1 включает мероприятия, направленные на обеспечение населения области качественной питьевой водой, безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу, путем строительства, восстановления, охраны и рационального использования источников питьевого водоснабжения, в том числе: