Республиканская целевая программа "Развитие начального профессионального образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2015 годы" (далее - Программа) разработана с целью реализации комплекса мер, направленных на удовлетворение потребности регионального рынка труда в квалифицированных рабочих кадрах с учетом перспектив социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики.
Настоящая Программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 13.01.96 N 12-ФЗ "Об образовании";
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
национальной образовательной инициативой "Наша новая школа";
Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2010 N 1485-р.
Система начального профессионального образования Карачаево-Черкесской Республики включает в себя 8 государственных образовательных учреждений начального профессионального образования. Профессиональное обучение подростков и незанятого населения республики осуществляется по программам дополнительного профессионального образования. На 1 января 2011 года число обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования Карачаево-Черкесской Республики составляет 3602 человека, выпуск квалифицированных рабочих в 2011 году составил 1626 человек. Качество подготовки выпускников подтверждается следующими показателями: одна третья часть выпускников получает четвертый и пятый повышенные квалификационные разряды, наблюдается тенденция к снижению числа выпускников, получивших разряд ниже установленного.
В последние годы трудоустройство выпускников начального профессионального образования выглядит следующим образом: в 2010 году трудоустроено 84,3%, в 2011 году - 87,1%.
Оказание дополнительных профессиональных образовательных услуг (повышение квалификации, подготовка и переподготовка незанятого и высвобождаемого населения) является одним из приоритетных направлений деятельности учебных заведений. В 2011-2012 учебном году по данной форме обучение прошло более 400 человек.
Развитие позитивных тенденций сдерживается целым рядом факторов, являющихся как внешними, так и внутренними по отношению к системе начального профессионального образования.
По прогнозам Управления государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики и руководителей учреждений начального профессионального образования наибольшим спросом на рынке труда в 2013-2015 годах будут пользоваться следующие укрупненные группы специальностей (УГС):
1. УГС - 110000 - Сельское и рыбное хозяйство:
"тракторист-машинист сельхозпроизводства", "мастер наладчик МТП", "землеустройство".
2. УГС - 100000 - Сфера обслуживания:
"повар-кондитер", "продавец, контролер-кассир", "технология производства продуктов питания", "официант-бармен", "администратор гостиничного хозяйства", "менеджмент", "организация обслуживания в общественном питании".
3. УГС - 270000 - Архитектура и строительство:
"мастер столярно-плотничных и паркетных работ", "мастер отделочных строительных работ", "каменщик".
4. УГС - 140000 - Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника:
"электромонтажник", "электромонтер", "технология эксплуатации и обслуживания электрического, электромеханического оборудования".
5. УГС - 150000 - металлургия, машиностроение и материаллообработка:
"электросварщик", "газоэлектросварщик".
6. УГС - 190000 - транспортные средства":
"автомеханик", "слесарь по ремонту автомобиля".
Работодатели заявляют о потребности в подготовке рабочих кадров 4-5 квалификационного разрядов, владеющих смежными профессиями и обладающих целым рядом профессионально значимых качеств (ответственность, дисциплина, коммуникабельность и т.п.).
Очевидно отставание материально-технической и учебно-производственной базы учреждений профессионального образования от требований современного высокотехнологичного производства. Реальные объемы и направления текущего бюджетного финансирования учреждений системы начального профессионального образования не создают полноценных возможностей по масштабному переоснащению образовательных учреждений (приобретение в необходимом количестве современного учебного оборудования, новых технических средств обучения, методических пособий и др.). Обучение осуществляется на основе физически и морально устаревшего оборудования (используется в основном учебное оборудование 70-х - 80-х годов выпуска). Это ведет не только к заведомо низкому качеству профессиональной подготовки выпускников, но и является одной из причин непривлекательности в глазах потенциальных абитуриентов профессиональных лицеев как мест, где можно стать высококвалифицированным, конкурентоспособным специалистом.
Поэтому одной из приоритетных задач Программы является модернизация системы профессионального образования, обновление содержания и технологий начального профессионального образования, повышение качества предоставляемых профессиональных образовательных услуг. Данная задача не может быть решена без участия работодателей и социальных партнеров в решении проблем профессионального образования. Программа развития системы начального и среднего профессионального образования Карачаево-Черкесской Республики на 2012-2015 годы позволит сформировать востребованный кадровый потенциал, тем самым содействовать развитию и повышению инвестиционной привлекательности экономики Карачаево-Черкесской Республики.