Недействующий

О республиканской целевой программе "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2015 годы" (утратило силу на основании постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.04.2014 N 106)

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом


В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.

Значение образования увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Главная задача современной образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В соответствии с направлениями Стратегии социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2020 года роль системы образования заключается в "повышении эффективности и качества профессиональной подготовки кадров образовательных учреждений республики в интересах развития инновационного, промышленного, образовательного секторов республики".

В системе образования Карачаево-Черкесской Республики в последние годы сложились устойчивые тенденции создания условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг.

В настоящее время в Карачаево-Черкесской Республике функционирует 191 общеобразовательное учреждение. Всего в республике обучаются свыше 58000 учащихся.

Всего по республике в общеобразовательных учреждениях осуществляют свою деятельность 9273 педагогических работника, из них 2893 - в образовательных учреждениях, расположенных в городской местности, и 6380 - в школах, расположенных в сельской местности.

С 2006 года определяются лучшие учителя Карачаево-Черкесской Республики - победители конкурса на получение денежного поощрения в рамках приоритетного национального проекта "Образование". За годы реализации приоритетного национального проекта "Образование" 299 учителей Карачаево-Черкесской Республики стали победителями данного конкурса.

Проводятся ежегодные региональные конкурсы "Учитель года", "Воспитатель года", где выявляются лучшие педагогические работники республики.

С 2010/2011 учебного года началась апробация новых федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (далее - ФГОС), в апробации приняли участие 12 образовательных учреждений республики из 12 муниципальных образований. По новым государственным образовательным стандартам обучалось более 250 учащихся республики.

В Карачаево-Черкесской Республике накоплен положительный опыт поддержки одаренных детей: проводятся предметные олимпиады, конкурсы, чтения, выплачиваются премии.

Закреплению педагогических работников в образовательных учреждениях республики способствует введение с 1 сентября 2010 года региональной системы оплаты труда, которая предусматривает выплаты стимулирующего характера за качество работы учителя.

Современные требования к условиям предоставления общего образования предусматривают, с одной стороны, обеспечение всем учащимся гарантий безопасности и сохранения здоровья, с другой стороны, оснащение образовательного процесса современным учебным и учебно-наглядным оборудованием.

Поддержка лидеров в лице отдельных образовательных учреждений и педагогических работников позволила продемонстрировать новые подходы к осуществлению образовательной практики. В то же время дальнейшая модернизация образования требует масштабных, системных изменений сферы образования, вовлечения большей части образовательных учреждений в процессы инновационного социально ориентированного развития Карачаево-Черкесской Республики.

Очень важной задачей, стоящей перед общим образованием республики, является качественное обновление и пополнение кадрового состава педагогов.

Для успешного введения ФГОС общего образования необходимо создать предпосылки для социализации обучающихся и реализации в сфере образования индивидуальных запросов не только со стороны обучающихся, но и со стороны семьи, общества и государства.

Предстоит разработать многоуровневую модель оценки качества образования, для чего необходимо сформировать основополагающие требования к содержанию и процедурам оценки качества образования, модели учета внеучебных достижений обучающихся, механизмы общественного участия в деятельности образовательных учреждений.

Отдельного внимания требует организация на региональном уровне системы контент-фильтрации интернет-трафика образовательных учреждений, использование лицензионного программного обеспечения в образовательных учреждениях республики, организация на базе образовательных учреждений обучения населения первичным навыкам работы со средствами ИК-технологий.

Требует обновления содержание дополнительных образовательных программ и методов обучения. Необходимо внедрение современных форм организации дополнительного образования, предстоит провести обновление ресурсного обеспечения системы дополнительного образования, включающее основные механизмы функционирования: нормативную правовую базу, кадровое обеспечение, материально-техническое оснащение. Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Необходимо развивать систему непрерывного профессионального образования, которая позволит повысить профессионализм работников системы образования, усилить их государственную и общественную поддержку, создать и развить сеть профессионально-общественных сообществ учителей и сформировать кадровый резерв руководителей в сфере образования.

Обязательным условием развития системы образования Карачаево-Черкесской Республики является соответствие общеобразовательных учреждений республики современным требованиям. Для этого, в первую очередь, предстоит обновить учебное и учебно-наглядное оборудование, отремонтировать здания школ, укомплектовать их спортивным оборудованием, создать условия для обучения детей-инвалидов.

В настоящее время в Карачаево-Черкесской Республике только 54% школьников обучается в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям. В рамках приоритетного национального проекта "Образование" все общеобразовательные учреждения республики подключены к сети Интернет. Но скорость предоставления услуг сети Интернет низка и не позволяет использовать в образовательном процессе новые образовательные ресурсы.

В настоящее время всего в 155 общеобразовательных учреждениях из 191 имеются спортивные залы, отвечающие требованиям СанПиН. Поэтому одной из главных проблем, которую предстоит решить, является приведение в соответствие современным требованиям общеобразовательных учреждений республики.

В связи с тем, что переход на федеральные государственные образовательные стандарты осуществляется в сжатые сроки: 2011 году - 1-е классы, 2012 году - 5-е классы, 2013 году - старшая ступень, - необходимо создать условия для успешной реализации мероприятий по их введению в образовательную практику, в том числе кадровые, финансовые и материально-технические условия.

Программа разработана в целях реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", которая закладывает основы обеспечения прав граждан на выбор образовательного учреждения, дающего современное качественное образование.

Модернизация общего образования остается актуальной, требует безотлагательного решения и значительных финансовых вложений, является комплексной и не может быть решена без государственной поддержки, требует взаимодействия с органами местного самоуправления и должна рассматриваться как целенаправленная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования в соответствии с направлениями национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", которая обеспечивает преемственность основных направлений Программы реализации приоритетного национального проекта "Образование".