Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2012 года N 406

О республиканской целевой программе "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2015 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики
от 25 апреля 2014 года N 106
____________________________________________________________________

В целях повышения качества образовательного процесса, создания необходимых условий для получения качественного общего образования, направленного на развитие инновационной культуры выпускника школы в соответствии с актуальными и перспективными потребностями общества и государства, Правительство Карачаево-Черкесской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить республиканскую целевую программу "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2015 годы" согласно приложению.

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего вопросы образования.

Председатель Правительства
     Карачаево-Черкесской Республики
     И.И.Кябишев


Приложение
     к постановлению Правительства
     Карачаево-Черкесской Республики
     от 30.09.2012  N 406


РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2015 годы"

г. Черкесск 2012 год

ПАСПОРТ
республиканской целевой программы "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2015 годы"


Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2015 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22.06.2012 N 249 "О разработке республиканской целевой программы "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2015 годы" и определении государственного заказчика"

Государственный заказчик Программы

Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики

Разработчик Программы

Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики

Основная цель и задачи Программы

Цель Программы - повышение качества образовательного процесса, создание необходимых условий для получения качественного общего образования в соответствии с современными стандартами и требованиями.

Задачи Программы:

создание условий для внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального и общего образования, улучшение качества образования;

развитие творческого и профессионального потенциала педагогических и руководящих работников системы образования;

совершенствование школьной инфраструктуры;

развитие информационной среды системы образования;

расширение самостоятельности образовательных учреждений

Целевые индикаторы и показатели Программы

Уровень доступности качественного общего образования в соответствии с современными стандартами и требованиями инновационного социально ориентированного развития Карачаево-Черкесской Республики для всех категорий граждан независимо от места жительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья;

доля обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с современными требованиями, от общей численности обучающихся;

увеличение количества образовательных учреждений, внедряющих современные модели дополнительного образования;

доля учителей, участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку, от общей численности учителей;

доля общеобразовательных учреждений со статусом "инновационная площадка» от общего числа общеобразовательных учреждений;

доля общеобразовательных учреждений, реализующих программы профильного обучения, от общего числа общеобразовательных учреждений, имеющих старшую ступень;

количество обучающихся, на которых приходится 1 компьютер;

количество дистанционно обучающихся детей-инвалидов

Перечень основных мероприятий Программы

Основные мероприятия Программы:

переход на новые государственные образовательные стандарты;

формирование региональной системы оценки качества образования;

развитие учительского потенциала;

изменение школьной инфраструктуры;

развитие информационной образовательной среды;

расширение самостоятельности общеобразовательных учреждений

Исполнители Программы

Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики

Сроки реализации Программы

Сроки реализации Программы - 2013-2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Источники  финансирования
Сумма  расходов  (тыс. рублей)
В том числе по годам (тыс.рублей)

2013
2014
2015

Республиканский бюджет
22410,0
7580,0
7470,0
7360,0   

ИТОГО   
22410,0
7580,0
7470,0
7360,0   

Финансирование программных мероприятий из республиканского бюджета будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и на плановый период

Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит обеспечить для всех обучающихся независимо от их места жительства, социального, имущественного статуса и состояния здоровья доступность качественного общего образования, соответствующего современным образовательным стандартам и требованиям инновационного социально ориентированного развития Карачаево-Черкесской Республики.

При этом будет обеспечено:

создание и внедрение образовательных программ в соответствии с федеральными государственными стандартами начального и основного общего образования на всех ступенях образования;

внедрение и эффективное использование в системе общего образования новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;

внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов в системе образования;

реализация общественно-государственного характера управления, направленного на повышение открытости образовательных учреждений обществу (к 2015 году - 100% образовательных учреждений);

развитие школьной инфраструктуры (70% общеобразовательных учреждений должны соответствовать современным условиям);

повышение роли и значения гражданского общества в управлении образованием и становлении обязательной публичной отчетности разных образовательных структур (100% общеобразовательных учреждений представят публичную отчетность);

повышение уровня доступности качественного общего образования (к 2015 году 67%)

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом


В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.

Значение образования увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Главная задача современной образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В соответствии с направлениями Стратегии социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2020 года роль системы образования заключается в "повышении эффективности и качества профессиональной подготовки кадров образовательных учреждений республики в интересах развития инновационного, промышленного, образовательного секторов республики".

В системе образования Карачаево-Черкесской Республики в последние годы сложились устойчивые тенденции создания условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг.

В настоящее время в Карачаево-Черкесской Республике функционирует 191 общеобразовательное учреждение. Всего в республике обучаются свыше 58000 учащихся.

Всего по республике в общеобразовательных учреждениях осуществляют свою деятельность 9273 педагогических работника, из них 2893 - в образовательных учреждениях, расположенных в городской местности, и 6380 - в школах, расположенных в сельской местности.

С 2006 года определяются лучшие учителя Карачаево-Черкесской Республики - победители конкурса на получение денежного поощрения в рамках приоритетного национального проекта "Образование". За годы реализации приоритетного национального проекта "Образование" 299 учителей Карачаево-Черкесской Республики стали победителями данного конкурса.

Проводятся ежегодные региональные конкурсы "Учитель года", "Воспитатель года", где выявляются лучшие педагогические работники республики.

С 2010/2011 учебного года началась апробация новых федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (далее - ФГОС), в апробации приняли участие 12 образовательных учреждений республики из 12 муниципальных образований. По новым государственным образовательным стандартам обучалось более 250 учащихся республики.

В Карачаево-Черкесской Республике накоплен положительный опыт поддержки одаренных детей: проводятся предметные олимпиады, конкурсы, чтения, выплачиваются премии.

Закреплению педагогических работников в образовательных учреждениях республики способствует введение с 1 сентября 2010 года региональной системы оплаты труда, которая предусматривает выплаты стимулирующего характера за качество работы учителя.

Современные требования к условиям предоставления общего образования предусматривают, с одной стороны, обеспечение всем учащимся гарантий безопасности и сохранения здоровья, с другой стороны, оснащение образовательного процесса современным учебным и учебно-наглядным оборудованием.

Поддержка лидеров в лице отдельных образовательных учреждений и педагогических работников позволила продемонстрировать новые подходы к осуществлению образовательной практики. В то же время дальнейшая модернизация образования требует масштабных, системных изменений сферы образования, вовлечения большей части образовательных учреждений в процессы инновационного социально ориентированного развития Карачаево-Черкесской Республики.

Очень важной задачей, стоящей перед общим образованием республики, является качественное обновление и пополнение кадрового состава педагогов.

Для успешного введения ФГОС общего образования необходимо создать предпосылки для социализации обучающихся и реализации в сфере образования индивидуальных запросов не только со стороны обучающихся, но и со стороны семьи, общества и государства.

Предстоит разработать многоуровневую модель оценки качества образования, для чего необходимо сформировать основополагающие требования к содержанию и процедурам оценки качества образования, модели учета внеучебных достижений обучающихся, механизмы общественного участия в деятельности образовательных учреждений.

Отдельного внимания требует организация на региональном уровне системы контент-фильтрации интернет-трафика образовательных учреждений, использование лицензионного программного обеспечения в образовательных учреждениях республики, организация на базе образовательных учреждений обучения населения первичным навыкам работы со средствами ИК-технологий.

Требует обновления содержание дополнительных образовательных программ и методов обучения. Необходимо внедрение современных форм организации дополнительного образования, предстоит провести обновление ресурсного обеспечения системы дополнительного образования, включающее основные механизмы функционирования: нормативную правовую базу, кадровое обеспечение, материально-техническое оснащение. Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Необходимо развивать систему непрерывного профессионального образования, которая позволит повысить профессионализм работников системы образования, усилить их государственную и общественную поддержку, создать и развить сеть профессионально-общественных сообществ учителей и сформировать кадровый резерв руководителей в сфере образования.

Обязательным условием развития системы образования Карачаево-Черкесской Республики является соответствие общеобразовательных учреждений республики современным требованиям. Для этого, в первую очередь, предстоит обновить учебное и учебно-наглядное оборудование, отремонтировать здания школ, укомплектовать их спортивным оборудованием, создать условия для обучения детей-инвалидов.

В настоящее время в Карачаево-Черкесской Республике только 54% школьников обучается в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям. В рамках приоритетного национального проекта "Образование" все общеобразовательные учреждения республики подключены к сети Интернет. Но скорость предоставления услуг сети Интернет низка и не позволяет использовать в образовательном процессе новые образовательные ресурсы.

В настоящее время всего в 155 общеобразовательных учреждениях из 191 имеются спортивные залы, отвечающие требованиям СанПиН. Поэтому одной из главных проблем, которую предстоит решить, является приведение в соответствие современным требованиям общеобразовательных учреждений республики.

В связи с тем, что переход на федеральные государственные образовательные стандарты осуществляется в сжатые сроки: 2011 году - 1-е классы, 2012 году - 5-е классы, 2013 году - старшая ступень, - необходимо создать условия для успешной реализации мероприятий по их введению в образовательную практику, в том числе кадровые, финансовые и материально-технические условия.

Программа разработана в целях реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", которая закладывает основы обеспечения прав граждан на выбор образовательного учреждения, дающего современное качественное образование.

Модернизация общего образования остается актуальной, требует безотлагательного решения и значительных финансовых вложений, является комплексной и не может быть решена без государственной поддержки, требует взаимодействия с органами местного самоуправления и должна рассматриваться как целенаправленная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования в соответствии с направлениями национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", которая обеспечивает преемственность основных направлений Программы реализации приоритетного национального проекта "Образование".

2. Основные цели и задачи Программы


Цели и задачи Программы на среднесрочный период определены с учетом Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", приоритетного национального проекта "Образование".

Основной целью Программы является повышение качества образо-вательного процесса, создание необходимых условий для получения качественного общего образования в соответствии с современными стандартами и требованиями.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:

1. Создание условий для внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в 2013-2015 годах.

2. Развитие творческого и профессионального потенциала педагогических и руководящих работников системы образования.

3. Совершенствование школьной инфраструктуры.

4. Расширение самостоятельности образовательных учреждений.

5. Развитие информационной среды в системе образования.

Степень достижения цели и задач Программы будет определяться на основе следующих целевых показателей:

Наименование показателя

Единица измерения

Базовый показатель 2012 год

Изменение к уровню 2012 года, в том числе по годам

2013

2014

2015

Уровень доступности качественного общего образования в соответствии с современными стандартами и требованиями инновационного социально ориентированного развития Карачаево-Черкесской Республики для всех категорий граждан независимо от места жительства, социального, имущественного статуса и состояния здоровья

%

62

65

66

67

Доля обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с современными требованиями, от общей численности обучающихся

%

54% (25000 человек)

66

68

70

Увеличение количества образовательных учреждений, внедряющих современные модели дополнительного образования

Ед.

32

54

59

61

Доля учителей, участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку, от общей численности учителей

%

5

30

40

50

Доля общеобразовательных учреждений республики со статусом "инновационная площадка" от общего числа общеобразовательных учреждений

%

8% (24 учреждения)

16

18

20

Доля общеобразовательных школ, реализующих программы профильного обучения, от общего числа общеобразовательных учреждений, имеющих старшую ступень

%

26% (39 учреждений)

53

55

57

Количество обучающихся, на которых приходится 1 компьютер

Ед.

23

20

18

15

Количество дистанционно обучающихся детей-инвалидов

Ед.

85

185

365

370

3. Сроки и этапы реализации Программы


Программа реализуется в период с 2013 по 2015 год одноэтапно.

4. Система основных мероприятий Программы


Для достижения поставленных в данной Программе целей система мероприятий предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям. Перечень программных мероприятий по направлениям расходов представлен в приложении к Программе.

1. Переход на новые государственные образовательные стандарты.

Обеспечение современных условий получения качественного образования на основе поэтапного введения ФГОС, удовлетворяющих запросы в сфере образования со стороны обучающихся, родителей (законных представителей), общества, что включает:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»