Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2013 - 2015 годах"

1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации Программы


Экологическая обстановка, сложившаяся на территории Рязанской области, в первую очередь, определяется характером и масштабами воздействия объектов промышленности, транспорта, сельского и коммунального хозяйства на окружающую среду.

Рязанская область относится к промышленно развитым регионам Российской Федерации, где функционируют предприятия химической, нефтеперерабатывающей, машиностроительной, радиоэлектронной и энергетической промышленности. Многие десятилетия Рязанская область развивалась как индустриальный регион с мощным комплексом оборонных предприятий, строившихся, как правило, без учета требований экологической безопасности населения.

Рост промышленного производства, отсутствие экономических стимулов для внедрения экологически чистых производств, ресурсоемкое производство приводят к усилению антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Основными экологическими проблемами на территории Рязанской области являются:

- возрастающее негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду;

- недостаточный уровень обеспечения достоверной информацией о состоянии компонентов окружающей среды, а также отсутствие базы данных для установления региональных нормативов качества окружающей среды;

- сокращение видового состава флоры и фауны;

- отсутствие системы мер по поддержке и развитию особо охраняемых природных территорий.

В связи с ростом промышленного производства наблюдается усиление негативного техногенного воздействия на окружающую среду, в результате чего увеличивается количество образующихся и направляемых на размещение отходов производства и потребления, сопровождающееся накоплением загрязняющих веществ, преимущественно в почвах (землях).

Накопление загрязняющих веществ осуществлялось десятилетиями и в настоящее время достигло таких высоких концентраций и осуществляется в таких формах, что сами природные объекты (загрязненные земли) становятся источником загрязнения.

Процессы интенсивной индустриализации оставили после себя наследие в виде серьезного экологического ущерба и угроз для здоровья населения.

Комплексной оценки экологического ущерба, накопленного в Рязанской области в результате прошлой хозяйственной деятельности предприятий, до настоящего времени не проводилось, а имеющиеся данные носят фрагментарный характер.

Решение проблемы накопленного экологического ущерба путем создания организационных, правовых, экономических и технологических механизмов является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Рязанской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Необходим системный подход, предполагающий реализацию комплекса мер, направленных на ликвидацию накопленного экологического ущерба.

Системность в данном вопросе предусматривает обязательную идентификацию проблемы и оценку ее масштабов, формирование инструментов регулирования, реализацию практических мероприятий, мониторинг результатов их выполнения, анализ и совершенствование регулирования. В этой связи основные направления мероприятий плана по ликвидации накопленного экологического ущерба:

- комплексная оценка экологического ущерба (для ее проведения необходимо оценить масштаб негативного воздействия, нанесенного в течение определенного времени в результате антропогенного воздействия всем компонентам природной среды, определить критерии отнесения тех или иных территорий к загрязненным, ранжировать данные территории по установленным критериям, определить наиболее пострадавшие участки, провести экономический анализ затрат, необходимых на их восстановление);

- проведение мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба в Рязанской области на наиболее загрязненных участках и территориях.

Мониторинг биологического разнообразия, состояния редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира проводится по отдельным заданиям и не носит планового характера.

Отсутствие исчерпывающей информации о состоянии компонентов природной среды из-за слабо развитой сети наблюдений территориальной системы экологического мониторинга приводит к невозможности принятия экологически обоснованных управленческих решений по разработке мероприятий и программ, снижающих негативное влияние на человека и на объекты окружающей среды, и определения степени пригодности последних для различных видов пользования.

Постоянный рост антропогенного воздействия на окружающую среду приводит к нарушению биологического равновесия и, как следствие, к сокращению видового состава флоры и фауны.

Наиболее эффективной формой сохранения природного биоразнообразия, обеспечения благоприятной экологической обстановки на территории Рязанской области является дальнейшее формирование системы особо охраняемых природных территорий областного значения. Примечательно, что около 92% видов редких растений, внесенных в Красную книгу Рязанской области, произрастают и сохраняются на территории особо охраняемых природных территорий областного значения.

Вместе с тем, имеющие статус особо охраняемых природных территорий отдельные природные объекты без выведения их территорий из хозяйственного оборота не оказывают существенного влияния на сохранение биоразнообразия, не удовлетворяют спрос населения на объекты природно-заповедного фонда как туристический ресурс.

Отсутствие системы мер по поддержке и развитию особо охраняемых природных территорий приводит к разрушению экосистем, утрате особой природоохранной ценности уникальных природных объектов.

В целях обеспечения рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Рязанской области необходима организация территориального охотоустройства.

Учитывая затратность большинства планируемых природоохранных мероприятий и продолжительные сроки их реализации, возникает необходимость привлечения средств из различных источников, в том числе из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, также необходимо решать обозначенные выше проблемы с использованием программно-целевого метода.

Без использования программно-целевого метода реализации мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации в регионе, разрешение проблемных ситуаций будет невозможно, в результате чего произойдет:

- усиление потенциальной опасности загрязнения почвенного покрова, близлежащих водных объектов, подземных водоносных горизонтов токсичными веществами, накопленными в результате прошлой хозяйственной деятельности;

- возрастание техногенной нагрузки на окружающую среду за счет увеличения объемов и видов отходов, размещаемых в природной среде, и, как следствие, увеличение количества несанкционированных свалок ТБО, захламление и засорение земель;