Недействующий

О ПРОГРАММЕ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 - 2019 ГОДЫ (с изменениями на: 30.06.2017)


 4. Состояние государственного долга Астраханской области и основные направления по оптимизации его структуры, сокращению расходов на обслуживание государственного долга и исключению рисков, возможных при управлении государственным долгом Астраханской области


Текущее состояние государственного долга Астраханской области характеризуется значительным объемом накопленных долговых обязательств. Резкий рост вызван кризисом 2008-2009 годов, изменениями бюджетного законодательства Российской Федерации, недостаточностью доходов для исполнения переданных полномочий, имеющих социальный и первоочередной характер. Ежегодное утверждение регионом дефицитных бюджетов увеличивает потребность в заемных средствах, расходы на их обслуживание и не дает возможности снизить долговую нагрузку.

До 2014 года долговые показатели бюджета Астраханской области находились в пределах параметров, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и значений, рекомендуемых Министерством финансов Российской Федерации для субъектов Российской Федерации.

После кризиса 2008-2009 годов еще один скачек объема государственного долга Астраханской области произошел в 2014 году в связи с одновременным действием нескольких объективных факторов, главными из которых стали снижение доходной части бюджета Астраханской области вследствие изменения законодательства Российской Федерации и снижения отчислений налога на прибыль организаций крупнейшими налогоплательщиками.

В результате государственный долг Астраханской области возрос на значительную величину - на 1 января 2015 года его объем превысил уровень предыдущего года на 30,4%, а отношение объема государственного долга Астраханской области к собственным доходам бюджета Астраханской области составило 100,8%, т.е. превысил пороговое значение, установленное Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Несмотря на проведение ряда мероприятий, направленных на оптимизацию структуры государственного долга Астраханской области и сокращение расходов на его обслуживание, сохранение негативного влияния вышеуказанных факторов, а также ухудшение общеэкономической ситуации в стране не позволили остановить дальнейший рост долговой нагрузки бюджета Астраханской области.

По состоянию на 1 января 2016 года объем государственного долга Астраханской области составил 26099,8 млн рублей, его рост к предыдущему году - 6,2%. Объем долговых обязательств по итогам 2015 года превысил объем собственных доходов бюджета на 11% (таблица 32).

Высокий текущий уровень государственного долга Астраханской области не позволяет проводить политику наращивания государственных заимствований, не опасаясь кардинального ухудшения состояния долговой устойчивости Астраханской области, поэтому поддержание умеренной долговой нагрузки является стратегической задачей. Изменение структуры государственного долга Астраханской области в части увеличения долгосрочных долговых обязательств с равномерным распределением по годам является второй по значимости задачей.