Недействующий

О ПРОГРАММЕ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 - 2019 ГОДЫ (с изменениями на: 30.06.2017)


Таблица 4. Налог на прибыль организаций, млн рублей

Фактические поступления по налогу

Темп роста%

Возвраты по налогу на прибыль организаций

Темп роста%

4 месяца 2015 года

4 месяца 2016 года

4 месяца 2015 года

4 месяца 2016 года

3223

1533

47,6

768

1151

149,8


Огромное влияние на объем доходов региона оказывают платежи по налогу на прибыль организаций консолидированных групп налогоплательщиков (далее - КГН). Если в 2013-2014 годах от КГН Астраханская область получала 4,8 - 6,3 млрд рублей налога на прибыль организаций, в 2015 году поступления составили 4,3 млрд рублей (снижение к 2014 году на 2 млрд рублей или на 32,3%), в 2016 году оценка поступлений по налогу на прибыль от КГН составляет 2,0 млрд рублей (снижение на 2,3 млрд рублей или на 53,5%).

За 4 месяца 2016 года поступления по налогу на прибыль от организаций, входящих в КГН составили 802,5 млн рублей, что на 657,7 млн рублей меньше, чем за аналогичный период прошлого года (1 460,2 млн рублей).

Кроме того, уменьшение поступлений по налогу на 446,1 млн рублей наблюдается по организациям нефтегазового сектора, являющимся подрядчиками ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" и реализующим проекты по разработке и обустройству каспийских месторождений углеводородного сырья, по строительству трубопроводов на месторождении им. В. Филановского в северной части Каспийского моря.

Таким образом, существуют риски невыполнения годового прогноза по налогу на прибыль в 2016 году на 3640,8 млн рублей.

В значительной мере влияние на доходы бюджета Астраханской области оказывают решения, принимаемые на федеральном уровне.

Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации" введен новый порядок налогообложения морских месторождений углеводородного сырья, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на которых приходится на период с 01.01.2016, согласно которому налог на прибыль при освоении данных месторождений в полном объеме будет поступать в федеральный бюджет. В связи с этим от месторождения им. В. Филановского и в последующем введенных в эксплуатацию месторождений в акватории Каспийского моря налог на прибыль организаций будет зачисляться в федеральный бюджет.

Внесенное изменение в федеральное законодательство в виде установления норматива зачисления налога на прибыль, получаемую от освоения новых месторождений углеводородного сырья, в федеральный бюджет в размере 100 процентов повлечет за собой выпадающие доходы бюджета Астраханской области в 2016 году в размере 3,5 млрд рублей.

Кроме того, Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 366-ФЗ) внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ), предусматривающие снижение текущих ставок экспортных таможенных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты и изменение порядка расчета налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) с одновременным уменьшением ставки акцизов на нефтепродукты. Данное изменение получило название "налоговый маневр".

Реализация "налогового маневра" приведет к тому, что в период с 2015 по 2017 год поэтапно сократятся экспортные пошлины на нефть (в конечном итоге в 1,7 раза) и нефтепродукты (в 1,7-5 раз в зависимости от вида). При этом параллельно растет НДПИ и налог на добычу газового конденсата (в 1,7 и 6,5 раза соответственно).

На территории Астраханской области нефтегазодобывающими компаниями являются организации, входящие в состав консолидированных групп налогоплательщиков, таких как КГН "ЛУКОЙЛ" и КГН "Газпром", они же являются основными плательщиками НДПИ.

Согласно статье 247 НК РФ прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, к которым в соответствии со статьей 264 НК РФ относятся и суммы налоговых платежей и сборов и таможенных пошлин.

Сумма уплаченного НДПИ за 4 месяца 2016 года составила 12,6 млрд рублей, в то время как за аналогичный период 2015 года - 9,1 млрд рублей. Темп роста составил 138,5%.

Данный налог в 100 - процентном объеме уплачен в федеральный бюджет.

При этом за 4 месяца 2016 года темп роста по налогу на прибыль составил 47,6% от аналогичного уровня 2015 года (снижение с 3,2 млрд рублей до 1,5 млрд рублей).

С учетом того что увеличение ставок НДПИ будет продолжаться и в последующие годы, бюджет Астраханской области понесет дополнительные потери.

Членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Астраханской области подготовлен к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий применение при налогообложении новых морских месторождений общих нормативов зачисления налога на прибыль организаций (2% - федеральный бюджет, 18% - бюджет субъекта Российской Федерации). Предложения Астраханской области по изменению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые могли бы способствовать росту доходов бюджета Астраханской области, не были поддержаны Правительством Российской Федерации.

В 2016 году сложилась отрицательная динамика поступлений по НДФЛ. За 4 месяца 2016 года поступления в консолидированный бюджет Астраханской области составили 3,4 млрд рублей, что на 3% ниже уровня аналогичного периода 2015 года.

Среди организаций, снизивших поступления НДФЛ, - предприятия обрабатывающих производств, транспорта, строительства, предоставления коммунальных и социальных услуг, добычи полезных ископаемых и т.д. (таблица 5).

Основными причинами снижения поступлений являются сокращение среднесписочной численности работников и замедление темпов роста заработной платы.

Согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области за январь - март 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года среднесписочная численность работников по "чистым" видам экономической деятельности составила 248155 человек и по сравнению с аналогичным периодом 2015 года снизилась на 12146 человек или на 4,7%.

Фонд начисленной заработной платы работников за январь - март 2016 года составил 18,3 млрд рублей или на 0,2 млрд рублей меньше, чем за аналогичный период 2015 года.