Недействующий

О ПРОГРАММЕ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 - 2019 ГОДЫ (с изменениями на: 30.06.2017)


Таблица 18. Информация по фонду оплаты труда, млн рублей

N

Исполнение

План

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

11

Фонд оплаты труда по субъекту с учетом субвенций бюджетам муниципальных образований Астраханской области по обеспечению государственных гарантий общего и дошкольного образования (зарплата учителей и воспитателей)

9610,4

11590,0

13170,0

13511,7

11956,3

2

Средства на повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761 и от 28.12.2012 N 1688

30,2

1948,5

864,5

168,1


Так, в связи с необходимостью безусловного исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ N 597) нагрузка на бюджет Астраханской области в 2012 - 2015 годах составила порядка 5,71 млрд рублей с учетом предоставляемой из федерального бюджета дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы:

- в 2013 году на реализацию Указа N 597 из бюджета Астраханской области дополнительно направлено 1,98 млрд рублей (компенсировано 1,01 млрд рублей);

- в 2014 году - 2,84 млрд рублей (компенсировано 0,8 млрд рублей);

- в 2015 году - 3,01 млрд рублей (компенсировано 0,34 млрд рублей).

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14.09.2015 N 973 "О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано:

- при планировании расходов на повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и оценке достижения значений целевых показателей заработной платы, установленных в региональных планах мероприятий ("дорожных картах") в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения, использовать показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности);

- обеспечить в 2016 году уровень номинальной заработной платы в среднем по отдельным категориям работников бюджетной сферы в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2015 году.

По Астраханской области среднемесячная заработная плата работников по экономике региона за 2015 год (отчет) составляет 25455,1 рубля, прогноз по среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) на 2016 год - 23173,1 рубля.

Однако следует отметить о наличии потребности в средствах на повышение оплаты труда в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в связи с недостаточностью средств, предусмотренных в бюджете Астраханской области на оплату труда в объеме 1,16 млрд рублей.

Таким образом, в случае необеспечения потребности на указанные расходы, существует риск снижения достигнутого уровня заработной платы, недостижения намеченных целевых показателей.

В соответствии с требованиями Министерства культуры Российской Федерации в нормативы регионального плана мероприятий (дорожную карту) "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры" и Соглашение от 20.05.2014 N 1381-01-40/04-14 между Министерством культуры Российской Федерации и Правительством Астраханской области об обеспечении достижения в 2014-2018 годах целевых показателей (нормативов) оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений культуры, определенных региональным планом мероприятий ("дорожной картой") (далее - соглашение N 1381-01-40/04-14), включены показатели численности и заработной платы федеральных учреждений культуры, осуществляющих деятельность на территории Астраханской области.

Таким образом, возникают проблемы соответствия среднесписочной численности работников учреждений культуры, используемой в расчетах потребности средств бюджета Астраханской области на реализацию Указа N 597 в части повышения заработной платы работников учреждений культуры, показателям "дорожной карты" и соглашения N 1381-01-40/04-14.

В соответствии с федеральным законодательством финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. Соответственно, повышение заработной платы работников федеральных учреждений культуры относится к полномочиям Министерства культуры Российской Федерации.

Бюджетные ассигнования по фонду оплаты труда в бюджете Астраханской области на 2016 год утверждены в объеме 11,96 млрд рублей.

Недостающий объем бюджетных ассигнований в 2016 году относительно исполнения 2015 года составляет 1,6 млрд рублей:

- по фонду оплаты труда государственных учреждений Астраханской области - 0,99 млрд рублей;

- по субвенции бюджетам муниципальных образований Астраханской области на обеспечение государственных гарантий общего и дошкольного образования (зарплата учителей и воспитателей) - 0,6 млрд рублей.

Работа по оптимизации сети и штатной численности государственных и муниципальных учреждений Астраханской области проводится постоянно. Однако необходимо отметить, что проводимая оптимизация не должна ухудшить качество предоставляемых государственных услуг.

2. Расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения также являются тем направлением расходов, формирование которых происходит на федеральном уровне.

За счет платежей субъектов Российской Федерации на период 2012 - 2014 годов определен расчет размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в субъекте Российской Федерации. В 2012 году размер страховых взносов не может быть менее фактического размера страховых взносов в 2010 году или 25% разницы между размером страховых взносов и фактическим размером страховых взносов в 2010 году, если иное не установлено федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период. В 2013 и 2014 годах вместо указанных в 2012 году 25% размер страховых взносов рассчитывается исходя из 50 и 75% соответственно. Начиная с 2015 года тариф принимается на уровне 100% от установленного федерального тарифа (таблица 19).