Мировой финансовый кризис характеризовался стагнацией и рецессией в развитых странах, что привело к существенному снижению спроса, а, следовательно, цен на нефть и другие сырьевые товары. Это привело в том числе к выпадению значительной части доходов бюджета Российской Федерации (в связи с существенной ориентированностью экономики на добычу природных ресурсов). Кризисные явления в Российской Федерации в свою очередь также негативно влияли на значения основных показателей экономики Астраханской области, в частности:
- снижение доходов бюджета Астраханской области;
- сокращение государственных инвестиций в объекты инфраструктуры (в том числе развитие порта Оля; модернизация дорожной инфраструктуры; расширение и модернизация систем орошения и полива);
- сокращение количества рабочих мест, доходов населения, снижение спроса на потребительские товары.
Одним из основных направлений работы Правительства Астраханской области является выработка и реализация эффективной бюджетной политики. От эффективности управления бюджетными средствами, принципов формирования бюджета зависит исполнение социальных гарантий перед населением, достижение результатов государственной политики, установленных Правительством Астраханской области.
Усилия Правительства Астраханской области направлены на поддержку экономического роста, выполнение всех социальных обязательств и реализацию стратегических задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Структура экономики Астраханской области такова, что значительная доля налоговых доходов бюджета Астраханской области формируется за счет платежей обособленных подразделений иногородних организаций, показатели деятельности которых зачастую не учитываются при составлении прогноза социально-экономического развития Астраханской области, используемого при подготовке прогноза поступления налогов. В то же время изменения налогового законодательства Российской Федерации, связанные с введением института консолидации налогоплательщиков, еще больше увеличили разрыв между показателями, характеризующими налоговую базу, и показателями социально-экономического развития Астраханской области.
В 2014 году значительное влияние на экономическую ситуацию в регионе оказало снижение темпов роста поступления в бюджет Астраханской области налога на прибыль организаций в результате уменьшения объема платежей от организаций, участвующих в реализации проекта по освоению месторождений углеводородного сырья в Каспийском море. Кроме того, сокращены поступления налога на имущество организаций в связи с предоставлением налоговых льгот в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, а также доходов от акцизов на нефтепродукты.
За 2015 год на 27,4% увеличены поступления налоговых доходов во все уровни бюджетов по отношению к 2014 году. При этом доля налогов, остающихся на территории Астраханской области, ежегодно снижается за счет роста налоговых доходов федерального бюджета, и в 2015 году она составила только 46,4% (в 2014 году - 61,1%).
До 2014 года налоговые и неналоговые доходы бюджета Астраханской области имели тенденцию к росту. Однако итоги исполнения бюджета Астраханской области в 2014 - 2015 годах, а также за 4 месяца 2016 года свидетельствуют об отрицательной динамике собственных доходов бюджета Астраханской области.
Объем собственных доходов бюджета Астраханской области за январь - апрель 2016 года снизился на 22,8% к соответствующему периоду прошлого года. Основная причина - сокращение отчислений налога на прибыль организаций крупнейшими налогоплательщиками и наличие переплаты по налогу за 2015 год в объеме 3,0 млрд рублей.
Ожидаемое поступление налоговых и неналоговых доходов бюджета Астраханской области в 2016 году составляет 20,1 млрд рублей (со снижением к уровню 2015 года на 14,4%, а к уровню 2014 года - на 18%).
На фоне сокращающихся доходов ярче выражен объем накопленного государственного долга Астраханской области. Принятие на федеральном уровне решений о передаче полномочий с других уровней бюджетной системы на уровень бюджета субъекта Российской Федерации, не обеспеченных равноценными источниками финансирования, привело к росту дефицита бюджета Астраханской области, увеличению объемов заимствований Астраханской области и, соответственно, увеличению объема долга Астраханской области.
По состоянию на 01.01.2016 государственный долг Астраханской области составил 26,1 млрд руб. или 111,4% к доходам бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений. Данный факт не может не вызывать определенную обеспокоенность, в том числе на федеральном уровне.
В целях сокращения рыночного долга Министерством финансов Российской Федерации оказана поддержка в виде бюджетных кредитов на рефинансирование рыночных долговых обязательств (далее - соглашения). Однако в сложившейся ситуации выдержать установленные соглашениями условия невозможно.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета Астраханской области, а также исполнения соглашений бюджет Астраханской области на 2016 год сформирован бездефицитный с объемом расходов 89% от фактического уровня прошлого года.
Общий объем недостающих бюджетных ассигнований в 2016 году составляет 7,8 млрд рублей, из них на социальные расходы - 3,0 млрд рублей, на программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области - 1,3 млрд рублей.
Недостаток средств для выполнения всех бюджетных обязательств Астраханской области может привести к существенному увеличению государственных заимствований и негативным последствиям для макроэкономической и финансовой стабильности региона, поэтому необходимо осуществление комплекса срочных мер, направленных на изменение подходов к решению поставленных задач по оптимизации расходов и мобилизации доходов бюджета Астраханской области.