Вид долговых обязательств | на 01.01.2015 (млн руб.) | Удельный вес (%) | на 01.01.2016 (млн руб.) | Удельный вес (%) | на 01.06.2016 (млн руб.) | Удельный вес (%) |
Кредиты кредитных организаций | 16784 | 68,3 | 14963 | 57,3 | 14963 | 54 |
Бюджетные кредиты из федерального бюджета | 7790 | 31,7 | 11136 | 42,7 | 12775 | 46 |
Итого | 24574 | 100 | 26099,8 | 100 | 27738 | 100 |
Привлеченный в 2015 году бюджетный кредит из федерального бюджета на замещение рыночных обязательств способствовал снижению уровня рыночной долговой нагрузки до 57%, разгрузке напряженного графика погашения коммерческих кредитов в четвертом квартале 2015 год полностью и на 2016 год - частично, а также сокращению расходов на обслуживание долговых обязательств;
- экономия расходов на обслуживание государственного долга Астраханской области.
В этих целях применялись следующие механизмы:
использование краткосрочных бюджетных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счетах бюджета субъекта Российской Федерации. Экономия составила за 2015 год 16,3 млн рублей, за 6 месяцев 2016 года - 40,5 млн рублей;
замещение рыночных обязательств бюджетным кредитом из федерального бюджета. Расходы на обслуживание государственного долга Астраханской области сокращены за 2015 год на 158,6 млн рублей, за 6 месяцев 2016 года - на 251,8 млн рублей;
снижение кредиторами действующих процентных ставок по кредитным договорам сократило расходы бюджета за 2015 год на 47,9 млн рублей, за 5 месяцев 2016 года - на 16 млн рублей;
обеспечение качественной подготовки аукционов по привлечению кредитов банков, работа с кредиторами по разъяснению факторов кредитоспособности Астраханской области, а также по расчету оптимальной начальной цены контрактов на привлечение кредитных ресурсов.
Следует отметить, что ухудшение ситуации на финансовых рынках страны значительно усложнило привлечение заемных средств в бюджет Астраханской области и муниципальных образований Астраханской области и увеличило расходы на их обслуживание (из-за удорожания заемных средств).
Темпы роста расходов на обслуживание государственного долга Астраханской области по сравнению с субъектами Российской Федерации, входящими в состав Южного федерального округа, - средние, даже с учетом роста стоимости коммерческих заимствований и уровня накопленного долга, и имеют тенденцию к снижению (таблица 37).