1. Для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, установлен средний норматив объема - 0,322 вызова на 1 жителя (на 2012 год объем скорой помощи составлял 0,317 вызова на 1 жителя). Увеличение объемов вызовов предусмотрено за счет приведения количества круглосуточных бригад скорой медицинской помощи к требованиям порядков и стандартов оказания медицинской помощи, что по ряду территорий потребовало увеличения количества бригад и количества планируемых вызовов с целью сокращения времени доезда бригады до больного и повышения доступности и своевременности оказания скорой медицинской помощи, в том числе и в областном центре - городе Екатеринбурге.
С 2013 года оказание скорой медицинской помощи согласно федеральному законодательству включено в программу обязательного медицинского страхования (до 2013 года оказание скорой медицинской помощи осуществлялось только за счет средств областного бюджета). Таким образом, за счет средств областного бюджета будет продолжено финансирование скорой специализированной медицинской помощи, включая санитарно-авиационную эвакуацию, а также будет осуществляться финансирование скорой медицинской помощи, оказываемой психиатрическими бригадами, и скорой помощи лицам, незастрахованным либо неидентифицированным в системе обязательного медицинского страхования. Кроме того, нагрузка на скорую помощь увеличивается в связи с работой межмуниципальных центров по принципу направленной маршрутизации пациентов, в связи с чем увеличиваются объемы медицинской эвакуации.
В 2014 и 2015 годах предусмотрено снижение объемов скорой медицинской помощи до норматива за счет открытия во всех медицинских организациях, предоставляющих первичную медико-санитарную помощь, кабинетов неотложной медицинской помощи, что позволит снизить нагрузку на скорую медицинскую помощь в дневное время. Кроме того, в 2013 году в объемы по скорой медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования не включены объемы, оказываемые отделениями скорой помощи в трех федеральных медико-санитарных частях, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству и обслуживающих население в закрытых административно-территориальных образованиях Свердловской области. Порядок передачи финансовых средств в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области на оказание скорой помощи в закрытых административно-территориальных образованиях на 2013 год не регламентирован. К 2014 году может быть решен вопрос включения объемов скорой помощи, оказываемой в учреждениях, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству, в территориальные программы, в связи с чем объемы скорой помощи по Свердловской области на 2014 и 2015 годы предусмотрены на уровне федерального норматива.
2. Для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической целью, установлен средний норматив объема - 2,52 посещения на 1 жителя, в том числе по программе обязательного медицинского страхования - 2,04 посещения на 1 жителя, что соответствует рекомендованному федеральному нормативу. В 2014 и 2015 годах предусмотрен рост объема профилактической помощи за счет проведения диспансеризации и профилактических осмотров населения, профилактических мероприятий, проводимых в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1676-ПП)
Для амбулаторной помощи, оказываемой в связи с заболеваниями, на 2013 год предусмотрено 2,3 обращения, в том числе по программе обязательного медицинского страхования - 1,9 обращения на 1 жителя, согласно рекомендованным федеральным нормативам. На 2014 и 2015 годы запланировано снижение числа обращений по поводу заболеваний до 2,2 обращения на 1 жителя с учетом роста объема профилактики, что закономерно должно привести к снижению числа обращений по поводу острых заболеваний и обострений хронических заболеваний, предотвращение возникновения которых возможно с помощью профилактических мероприятий.
В связи с повсеместным открытием с 2014 года кабинетов неотложной помощи посещения, выполненные по поводу неотложных состояний, будут включаться в раздел амбулаторной помощи, оказываемой в неотложной форме, что также приведет к снижению числа обращений по поводу заболеваний, так как в настоящее время неотложная помощь, оказываемая поликлиниками, учитывается в общем числе посещений, выполненных по поводу заболеваний.
По амбулаторной помощи, оказываемой в неотложной форме, на 2013 год предусмотрено 0,033 посещения на 1 жителя, так как с 2013 года планируется открытие в 23 медицинских учреждениях кабинетов неотложной медицинской помощи. С 2014 года и на 2015 год объем неотложной помощи предусмотрен в объеме федерального норматива - 0,46 и 0,6 посещения на 1 жителя в связи с планируемой организацией кабинетов неотложной помощи во всех медицинских учреждениях, предоставляющих первичную медико-санитарную помощь.
В целом объем медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, включая профилактику, неотложную помощь и посещения по поводу заболеваний, на 2013 год составил 9,6 посещения на 1 жителя, по программе обязательного медицинского страхования - 8,6 посещения, что соответствует нормативам, рекомендованным в Программе государственных гарантий Российской Федерации. В сравнении с планом на 2012 год объемы амбулаторной помощи на 1 жителя увеличились на 1,5 процента, в том числе по программе обязательного медицинского страхования на 1,4 процента. В целом рост объемов амбулаторной помощи обусловлен увеличением объемов профилактической помощи и объемов неотложной помощи.
3. Для медицинской помощи в стационарных условиях установлен средний норматив объема на 2013 год в соответствии с областными нормативами, полученными путем коррекции федеральных нормативов в соответствии с возрастной структурой населения Свердловской области, уровнями заболеваемости и потребления медицинской помощи по профилям.
В сравнении с планом 2012 года объемы госпитальной помощи на 2013 - 2015 годы по количеству койко-дней на 1 жителя снижаются за счет сокращения средней длительности пребывания больного на койке по программе обязательного медицинского страхования (с 10,7 в 2012 году до 10,4 на 2013 год, с последующим снижением до 10,0 дня к 2015 году). Снижение объемов стационарной помощи предусмотрено федеральными нормативами и обусловлено переориентацией объемов в дневные стационары.
4. Для медицинской помощи в условиях дневных стационаров установлен средний норматив объема на 2013 год в объеме 0,652 пациенто-дня на 1 жителя, по программе обязательного медицинского страхования - в объеме 0,542 пациенто-дня на 1 жителя. Установленные объемы медицинской помощи по Свердловской области несколько выше федеральных нормативов за счет коррекции норматива объема в зависимости от возрастной структуры населения Свердловской области, уровней потребления медицинской помощи. На 2014 и 2015 годы объемы медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах, запланированы с ростом до уровня рекомендуемых федеральных нормативов.
5. Для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2013 год установлен средний норматив объема на 2013 год - 0,023 койко-дня на 1 жителя с последующим ростом объема к 2015 году до 0,044 койко-дня. Запланированные объемы ниже рекомендуемых федеральных нормативов, так как работа по организации отделений паллиативной помощи в связи с отсутствием порядка начата только с 2012 года. С 2013 года планируется активизировать работу по организации отделений паллиативной медицинской помощи с учетом тенденции по сокращению круглосуточной стационарной помощи, интенсификации работы койки, снижения средней длительности пребывания на койке за счет внедрения новых технологий диагностики и лечения, что не позволит обеспечить доступность стационарной медицинской помощи населению старших возрастных групп и инвалидов, страдающих хроническими прогрессирующими заболеваниями и нуждающихся преимущественно в поддерживающем симптоматическом лечении. На первом этапе работы планируется проведение анализа потребности населения в данном виде медицинской помощи и расчет необходимого количества коек. Далее будут определены медицинские учреждения, на базе которых будут организованы отделения (кабинеты) паллиативной медицинской помощи с учетом порядка оказания паллиативной помощи, утвержденного Министерством здравоохранения России.
Таким образом, планируемые структурные преобразования системы здравоохранения, направленные на создание трехуровневой системы оказания медицинской помощи, отражены и предусмотрены в структуре планируемых объемов медицинской помощи Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.