Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" (с изменениями на: 07.12.2017)

Глава 3. СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ МАТЕРЯМ И ДЕТЯМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Структурные преобразования системы оказания медицинской помощи матерям и детям в Свердловской области включают следующие направления:

1) совершенствование службы родовспоможения путем формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи на основе развития сети перинатальных центров и маршрутизации беременных.

Потребность дальнейшего снижения показателей материнской и перинатальной смертности определяет необходимость перемен в службе родовспоможения Свердловской области, в том числе и реструктуризации учреждений родовспоможения, коечного фонда. На территории области выделено 31 учреждение 1 уровня (52,5 процента), количество родов в которых не превышало 500 в год. Затем с учетом малого количества родов и близости расположения ближайшего родильного учреждения в сети родовспомогательных учреждений Свердловской области было закрыто три родильных дома с перераспределением потока рожениц на соседние учреждения родовспоможения, что способствовало оптимизации работы последних. В 2012 году была проведена работа по оптимизации использования коечного фонда: пересмотрен норматив среднего койко-дня в акушерских стационарах, так, например, при физиологических родах - от 2 до 4 дней, а часть госпитализаций переведена на стационарзамещающие технологии. В 2013 - 2015 годах будет продолжена работа, направленная на дальнейшую оптимизацию уровневой реорганизации сети родовспомогательных учреждений.

В 2013 и последующих годах будет продолжено совершенствование специализированной медицинской помощи матерям и детям, в том числе развитие практики применения фетальной и неонатальной хирургии, системы коррекции врожденных пороков у детей, вспомогательных репродуктивных технологий, развитие специализированной помощи детям, разработка и внедрение в педиатрическую практику инновационных достижений.

Особенностью мероприятий ближайших лет в сфере акушерства и педиатрии будет применение комплексного подхода к решению актуальных проблем материнства и детства, который будет заключаться не только в строительстве (реконструкции) учреждений или закупках оборудования, но и во включении новых учреждений и технологических процессов в трехуровневую, эффективную и логичную сеть, которая обеспечит высокую как клиническую, так и экономическую эффективность. Повсеместно будут внедрены семейно-ориентированные технологии в службе охраны здоровья матери и ребенка. В 2013 году будет внедрено программное обеспечение "Сплошной мониторинг ведения беременных", который позволит контролировать выполнение стандарта ведения беременных на амбулаторном этапе; способствует совершенствованию порядка маршрутизации беременных групп риска; позволит оценивать исходы беременности в реальном режиме времени; осуществлять контроль качества оказания помощи новорожденным.

Деятельность перинатальных центров уже сегодня позволяет обеспечить условия для полноценной маршрутизации беременных и новорожденных. При этом индикаторами эффективности всей системы, помимо снижения показателей материнской и младенческой смертности, является концентрация преждевременных родов и беременных высокого риска в соответствии с уровнями оказания помощи. Приоритетным направлением является развитие амбулаторных технологий в службе родовспоможения.

Внедряются современные технологии безопасного аборта в амбулаторном звене с реструктуризацией коечного фонда для абортов; во II квартале 2013 года запланировано открытие кабинетов бесплодного брака на базе межмуниципальных центров; открытие отделения репродуктивных технологий на базе ГБУЗ СО "Клинико-диагностический центр "Охрана здоровья матери и ребенка" мощностью до 1000 процедур в год;

2) развитие многопрофильных и специализированных педиатрических стационаров с учетом региональных потребностей в конкретных видах медицинской помощи.

Показатели, определяющие состояние здоровья детского населения в Свердловской области, в течение последних лет свидетельствуют о наметившихся позитивных тенденциях.

Детям оказывается стационарная медицинская помощь, в том числе специализированная, в 2 областных детских клинических больницах, в 16 детских городских больницах, в 27 детских поликлиниках при детских больницах, в дневных стационарах на койках при больничных и амбулаторно-поликлинических учреждениях. Работают 7 межмуниципальных детских центров по разным профилям оказания помощи детям.

В 2013 - 2015 годах планируется сокращение числа госпитализаций детей: госпитализация должна быть обоснована, стационарное звено не может заменять собой амбулаторно-поликлиническое.

Одним из важнейших направлений развития детской медицины является более широкое внедрение стационарзамещающих технологий как на уровне амбулаторно-поликлинических, так и стационарных учреждений, оказывающих медицинскую помощь детям.

Активно развиваются специализированные учреждения и центры для детей (центр детской кардиохирургии в ГБУЗ СО "Свердловская областная клиническая больница N 1", центр детской травматологии и ортопедии в муниципальном бюджетном учреждении "Детская городская клиническая больница N 9", центр дородовой диагностики, неонатального скрининга и медицинской генетики в ГБУЗ СО "Клинико-диагностический центр "Охрана здоровья матери и ребенка", центр детской онкогематологии в ГБУЗ СО "Областная детская клиническая больница N 1"). Материально-техническая база ряда действующих учреждений детства за период реализации программы модернизации здравоохранения Свердловской области претерпела существенные позитивные изменения. Эти направления продолжают свою реализацию в 2013 - 2015 годах.

Существует еще ряд нерешенных вопросов. Так, влияние на качество и доступность специализированной медицинской помощи детям оказывает тот факт, что во многих муниципальных образованиях медицинская помощь по ряду профилей оказывается в стационарах для взрослых пациентов (например, детские хирургические койки в структуре взрослых коек), что не позволяет в полной мере обеспечить качественную медицинскую помощь.

Залогом повышения качества медицинской помощи детям станет развитие в Свердловской области многопрофильных и специализированных педиатрических стационаров с учетом потребностей в конкретных видах медицинской помощи.

В рамках региональной программы модернизации здравоохранения Свердловской области был реализован целый комплекс мер, направленных на повышение доступности специализированных видов медицинской помощи детям. Однако решить все проблемы реструктуризации педиатрического коечного фонда, улучшения материально-технической базы педиатрических лечебных учреждений, обеспечения высококвалифицированными кадрами еще до конца не удалось и предстоит решить в ближайшее время.

С 2015 года предусматривается включение высокотехнологичной медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования. Одним из условий такого включения является развитие возможности оказания высокотехнологичной медицинской помощи детскому населению. Областные учреждения 3 уровня (ГБУЗ СО "Областная детская клиническая больница N 1", ГБУЗ СО "Детская клиническая больница восстановительного лечения Научно-практический центр "Бонум", муниципальное автономное учреждение "Городская клиническая больница N 9") готовы к оказанию такой помощи по многим направлениям: онкогематология, ортопедия, неонатология, неонатальная и детская хирургия, челюстно-лицевая хирургия, офтальмология (ретинопатия недоношенных), слухопротезирование, кардиохирургия, ревматология, комбустиология и другие.

До настоящего времени сохраняется высокая потребность в развитии большинства видов специализированной помощи для детей: не в полной мере обеспечены качественной медицинской помощью дети с онкологическими заболеваниями, не создана система оказания медицинской помощи детям с аутоиммунными заболеваниями и заболеваниями иммунного генеза, малодоступной остается нейрохирургическая и травматолого-ортопедическая помощь детям, требуется серьезная модернизация психиатрической, наркологической и фтизиатрической помощи. Все это требует дальнейшего развития этих направлений: укрепление материально-технической базы имеющихся учреждений, строительство новых учреждений, доступность помощи, обеспечение кадрами.

Проводимые мероприятия позволят оказывать качественную, доступную медицинскую помощь детям, что найдет отражение и в интегральных показателях Свердловской области - уровне младенческой, детской, перинатальной и материнской смертности. Кроме того, ставится задача и по снижению заболеваемости и количества детей-инвалидов, улучшению качества их жизни, распространению профилактических технологий, формирование здорового образа жизни и другие задачи;

3) развитие организационных технологий, предусматривающих четкую маршрутизацию больных детей в тесной привязке к действующей сети медицинских организаций с учетом особенностей Свердловской области по заболеваемости и смертности детского населения.

Для выполнения целей и задач, поставленных государством для региональных медицинских организаций, играющих координирующую роль в развитии и организации специализированной медицинской помощи детям, необходимо улучшение состояния их материально-технической базы с позиции создания условий для разработки инновационных технологий в педиатрии.

Таким образом, развитие специализированной медицинской помощи детям включает: строительство ГБУЗ СО "Клинико-диагностический центр "Охрана здоровья матери и ребенка", совершенствование онкологической, травматологической, кардиохирургической, офтальмологической помощи детям, улучшение материально-технической базы региональных медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, помощь детям, а также совершенствование кадрового потенциала учреждений педиатрического профиля, внедрение современных организационных технологий оказания медицинской помощи детям, внедрение в педиатрическую практику современных научных достижений.

Реализация данного направления позволит достичь прогнозных показателей младенческой смертности, смертности детей в возрасте до 17 лет включительно, снижения уровня госпитализации детей и больничной летальности, а также снижения показателя первичного выхода на инвалидность среди детей.