Структурные преобразования системы оказания специализированной помощи в Свердловской области включают следующие направления:
1) развитие этапной системы оказания специализированной медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания с маршрутизацией пациентов в медицинские организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи.
В 2011 - 2012 годах на основании 45 федеральных стандартов медицинской помощи при заболеваниях, наиболее влияющих на смертность и летальность населения, установлены новые региональные медико-экономические стандарты. Приказами Министерства здравоохранения Свердловской области утверждены 399 медико-экономических стандартов. Порядки оказания специализированной медицинской помощи предусматривают этапную систему оказания специализированной медицинской помощи с маршрутизацией направления пациентов в учреждения здравоохранения трех уровней:
муниципального уровня - для оказания первичной специализированной медицинской помощи при неотложных состояниях;
межмуниципальные медицинские центры Свердловской области - для оказания специализированной помощи, в том числе при неотложных состояниях;
учреждения здравоохранения регионального уровня, в том числе областные, муниципальные, федеральные и частные медицинские организации, - для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
В 2016 - 2020 годах также должна быть поэтапно внедрена экономически обоснованная саморегулируемая система управления качеством всех видов медицинской помощи. При этом одним из базовых элементов обеспечения качества саморегулируемой системы оказания медицинской помощи должны стать профессиональные сообщества, вырабатывающие клинические рекомендации и протоколы по диагностике и лечению заболеваний и состояний и индикаторы качества лечебно-диагностического процесса, что в последующем потребует внесения изменений в порядки и стандарты оказания медицинской помощи;
2) создание в медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, службы маршрутизации, ответственной за организацию долечивания и реабилитации выписывающихся больных, а также внедрение новых медицинских технологий.
В межмуниципальных медицинских центрах Свердловской области, медицинских центрах регионального уровня, оказывающих специализированную медицинскую помощь, должны получить развитие службы маршрутизации, ответственные за организацию долечивания и реабилитации выписывающихся больных, а также внедрение новых медицинских технологий;
3) обеспечение преемственности в ведении больного на всех этапах, что значительно повысит качество медицинской помощи населению.
Внедрение порядков и стандартов оказания медицинской помощи позволит оптимизировать ее этапность, использовать правильный алгоритм взаимодействия учреждений здравоохранения, обеспечить преемственность в ведении больного на всех этапах, что значительно повысит качество медицинской помощи населению;
4) оптимизация структуры отрасли путем объединения маломощных больниц и поликлиник и создания многопрофильных медицинских центров.
В Свердловской области проведена работа по объединению маломощных больниц и поликлиник и созданию многопрофильных медицинских центров, реорганизована противотуберкулезная служба (сокращение числа диспансеров с 10 до 3 с разделением потоков больных и упорядочением коечного фонда), дерматовенерологическая служба (сокращение числа диспансеров с 5 до 1 с филиалами), психиатрическая служба (с 13 больниц до 7).
В 2013 и последующих годах будет проведен анализ работы небольших учреждений здравоохранения на предмет целесообразности их укрупнения путем присоединения к крупным учреждениям здравоохранения;
5) обеспечение доступности для населения современных эффективных медицинских технологий, что позволит оказывать большую часть объемов медицинской помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара.
В Свердловской области развиваются современные эффективные медицинские технологии, позволяющие получать отдельные виды специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи на амбулаторном этапе: центры амбулаторного диализа, амбулаторная хирургия, кабинеты онкологов для проведения амбулаторной химиотерапии. В 2013 и последующие годы планируется развитие этих и внедрение новых эффективных медицинских технологий на амбулаторном этапе;
6) оптимизация оказания медицинской помощи в стационарных условиях на основе повышения эффективности использования коечного фонда медицинских организаций путем интенсификации занятости койки с учетом ее профиля, оптимизации структуры коечного фонда на основе рациональности и целесообразности размещения круглосуточных стационаров с учетом обеспечения доступности специализированной медицинской помощи для всех категорий населения. Кроме того, предусматривается развитие стационарозамещающих технологий.
На 01 января 2011 года коечный фонд государственных и муниципальных учреждений Свердловской области составил 37741 койку. В течение 2010 - 2011 годов в области сокращено и перепрофилировано 2395 неэффективно работающих коек (таблица 3). Обеспеченность населения Свердловской области койками круглосуточного пребывания в 2011 году составила 90,5 койки на 10000 населения. Для реализации территориальной программы государственных гарантий в федеральных медицинских организациях, работающих на территории Свердловской области, используется 1365 коек, в ведомственных и частных организациях - около 200 коек.