В качестве возможных подходов к решению проблем рассматривались пассивный и активный варианты.
При пассивном варианте решения проблем осуществляется объединение всего комплекса мероприятий в План мероприятий по улучшению условий и охраны труда на 2014 - 2016 годы (далее - План мероприятий), реализация которого будет осуществляться за счет текущего бюджетного финансирования.
Предусматриваемый уровень не обеспечивает выполнение необходимого комплекса работ по организации к 2016 году эффективной системы управления профессиональными рисками в регионе, соответствующей общероссийским и мировым стандартам, а также системного подхода к решению поставленных задач для получения оптимального результата в указанный срок.
Анализ такого варианта решения проблем показывает, что при его реализации не приходится ожидать в первую очередь решения проблемы улучшения условий труда. Негативная тенденция увеличения численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, и ее доли от общего количества занятых в основных отраслях экономики Свердловской области сохранится и может достичь к 2016 году 50,0 процента. Наличие неблагоприятных условий труда на половине рабочих мест, подрывающих здоровье работников в процессе трудовой деятельности, приведет к росту профессиональной заболеваемости и производственно обусловленной заболеваемости.
Рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда будут отрицательно влиять на функционирование регионального рынка труда, что приведет к высокой текучести и нехватке рабочей силы на работах, связанных с тяжелым физическим трудом, вредными или опасными условиями труда, и, как следствие, к потере кадровых ресурсов в связи с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями.
Кроме того, дальнейшее падение престижа ряда профессий и специальностей из-за вредных или опасных условий труда ведет к росту дефицита кадров по рабочим специальностям и необходимости привлечения иностранной рабочей силы. Большая часть иностранной рабочей силы - это неквалифицированные рабочие, трудоустраивающиеся на рабочие места с низкой заработной платой и неблагоприятными условиями труда. В результате продолжится формирование дополнительного спроса на такие места.
Масштабный приток низкоквалифицированной иностранной рабочей силы прямо вступает в противоречие с перспективными задачами, определенными Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, которые невозможно решить без решения проблемы выхода на среднемировой уровень по производительности труда, развития современных высокотехнологичных наукоемких производств, основанных на "экономике знаний", выпускающих конкурентоспособную продукцию, отвечающую международным стандартам.
Активный вариант решения проблем характеризуется формированием блока приоритетных направлений, таких, как внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, обеспечение объективности оценки условий труда на рабочих местах, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и ее мониторинг, совершенствование региональной нормативно-правовой базы в области охраны труда, совершенствование непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий, развитие информационного обеспечения и пропаганды охраны труда, и объединением данных направлений в единый региональный комплексный план.
Учитывая сложность проблем и необходимость их комплексного и системного решения, представляется наиболее эффективным решать их в рамках Программы с использованием программно-целевого метода. Подобное решение позволит объединить отдельные мероприятия в системе управления охраной труда в области. Кроме того, использование программно-целевого метода в решении рассматриваемой проблемы позволит минимизировать потребность в материальных и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей, обеспечить их достижение в более короткие сроки.
Программно-целевой метод в качестве основы государственного управления в области обеспечения сбалансированных и последовательных решений является наиболее предпочтительным инструментом управления, поскольку позволит существенно повысить эффективность системы управления охраной труда, улучшить ситуацию в области улучшения и охраны труда и, следовательно, влиять на значения индикативной оценки уровня жизни населения области.
Реализация активного варианта решения проблем позволит обеспечить организацию системы управления охраной труда области на качественно новом уровне в более короткий срок.
При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:
1) с недостаточным учетом результатов мониторинговых исследований планируемого хода реализации Программы;
2) с изменениями принципов бюджетного финансирования мероприятий Программы.
Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований планируемого хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании мероприятий по охране труда, что может привести к несогласованности действий, связанных с развитием отдельных направлений Программы.