Действующий

Об утверждении Стратегии инновационного развития Свердловской области на период до 2020 года

Глава 17. Направление "Конкуренция за ресурсы инновационного развития"


Основные ресурсы инновационного развития Российской Федерации на перспективу до 2020 года аккумулируются в федеральных институтах развития ("Роснанотех", РВК, РФФИ, РГНФ, РФТР, Сколково, Внешэкономбанк, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технологической сфере), а также в рамках федеральных целевых и государственных программ Российской Федерации. Это меры в части:

1) поддержки ведущих университетов (конкурсы на привлечение ведущих ученых, программы кооперации предприятий и вузов, создания инновационной инфраструктуры в университетах);

2) развития фундаментальных исследований, исследований и разработок по приоритетным направлениям науки и техники;

3) развития технологических платформ;

4) развития технологических парков в сфере высоких технологий;

5) развития особых экономических зон, в том числе технико-внедренческого типа;

6) стимулирования компаний с государственным участием к инновационному развитию;

7) развития научных и научно-педагогических кадров;

8) развития высоких технологий по направлениям федеральных целевых программ;

9) развития образования (государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на период 2013 - 2020 годов).

Помимо действующих возможностей для каждого из регионов в части аккумулирования ресурсов инновационного развития существует целый ряд инициатив, которые будут реализованы на федеральном уровне в рамках новых задач, поставленных Президентом Российской Федерации в мае 2012 года:

1) поддержка инновационных территориальных кластеров (перечень пилотных ИТК, утвержденный поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 28.08.2012 N ДМ-П8-5060);

2) создание фонда перспективных научных исследований по аналогии с DARPA (США);

3) поддержка ведущих вузов с целью обеспечения вхождения не менее пяти из них в число ста лучших университетов мира, реализация перехода на кампусную модель организации деятельности, выделение дополнительного финансирования программ развития.

Анализ стратегий и программ инновационного и технологического развития регионов (штатов, земель, провинций, крупных городов и агломераций или аналогичных территориальных образований) развитых и динамично развивающихся стран мира показывает, что в качестве одного из важнейших целевых показателей инновационного развития выступает доля ресурсов страны, приходящаяся на данный регион. В настоящее время Свердловская область аккумулирует достаточно серьезные ресурсы Российской Федерации по части программ развития ведущих университетов: программа развития УрФУ стоимостью 5 млрд. рублей на период 2010-2014 годов (грант на развитие инновационной инфраструктуры, шесть проектов по кооперации вузов и предприятий из 112 по Российской Федерации, грант на привлечение ведущих ученых), УрО РАН (около 12 процентов от всего финансирования фундаментальных исследований РАН приходится на Уральское отделение), около 4 процентов от общего количества проектов, финансируемых в Российской Федерации институтами развития федерального уровня.

Вместе с тем уровень участия предприятий Свердловской области в технологических платформах низок - в Свердловской области нет ни одной организации - координатора ТП, участие компаний зачастую носит формальный характер. Свердловская область добилась создания на своей территории ОЭЗ промышленно-производственного типа в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", но не получила под этот проект финансирования со стороны Российской Федерации.

Кроме того, область не получила возможности создать технопарк в рамках государственной программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2006 N 328-р.

В то же время Свердловской области удалось реализовать потенциал в области кластерных инициатив: одним из инновационных территориальных кластеров, вошедших в Перечень пилотных ИТК (МЭР РФ), является Титановый кластер Свердловской области - единственный из прошедших конкурсный отбор (всего подавалось пять заявок от региона). Однако и он не вошел в число 13 кластеров, которые получат государственное финансирование в будущем году.

Стоит отметить, что в настоящий момент в Свердловской области плохо развиты инструменты формирования положительного инновационного имиджа территории, позволяющие повысить эффективность продвижения региона на уровне Российской Федерации и положительно повлиять на возможность привлечения федерального финансирования в будущем. В частности, область не вошла в ассоциацию инновационно активных регионов.

Кроме того, в Свердловской области не в полной мере реализованы возможности создания региональных институтов развития, осуществляющих поддержку инноваций. Действуют Венчурный фонд ВПК, Свердловский венчурный фонд, Инновационный центр. В то же время не созданы такие структуры, как, например, Центр кластерного развития (функционируют во многих регионах Российской Федерации, включая Калужскую, Томскую, Московскую области, Республики Башкортостан и Татарстан) либо аналогичные структуры, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего бизнеса.

Параграф 17. Инструменты реализации направления "Конкуренция за ресурсы инновационного развития"

Инструментами реализации направления являются:

1) формирование в регионе инфраструктуры, обеспечивающей взаимосвязь с Министерством экономического развития Российской Федерации, институтами развития инноваций федерального уровня, отслеживающей текущие и планируемые к реализации на федеральном уровне проекты, оказывающей консалтинговую поддержку в подготовке конкурсной документации и сопровождении проектов;

2) формирование имиджа инновационно активного региона, повышающего эффективность продвижения области в Российской Федерации;

3) создание Координационного совета по вопросам инновационной деятельности Свердловской области.

Координационный совет должен состоять из представителей Законодательного Собрания Свердловской области, Правительства Свердловской области, организаций, являющихся участниками инновационного процесса.

Данному совету планируется придать статус постоянно действующего консультативного органа при Правительстве Свердловской области. Будет разработано и утверждено положение о Координационном совете по вопросам инновационной деятельности Свердловской области, закрепляющее в качестве основных задач совета:

1) анализ действующей нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности, механизмов взаимодействия участников рынка инноваций;