Действующий

Об утверждении Стратегии инновационного развития Свердловской области на период до 2020 года

 Статья 1. Инструменты реализации направления "Стимулирование спроса на инновации: региональные "технологические коридоры"


К основным инструментам, необходимым для формирования технологических коридоров в конкретных отраслях/секторах экономики, можно отнести:

1) информирование.

Необходимо информирование потребителей (в том числе специалистов предприятий) о выгодах и рисках применения или неприменения тех или иных продуктов, технологий, услуг для общества в целом, отдельного предприятия или гражданина. Проведение разъяснительной и пропагандистской работы, распространение передового технического опыта и наилучших бизнес-практик;

2) координация взаимодействия.

Введение технологического коридора будет захватывать сразу несколько сегментов экономики. Необходима координация действий соответствующих профильных ведомств в рамках соответствующих проектных групп. Содействие кооперации между предприятиями (по разработке новых продуктов, созданию инфраструктуры, выработке правил и стандартов). Стимулирование образования саморегулируемых организаций и принятия ими обязательных для своих членов требований. Содействие работе ассоциаций производителей и потребителей.

Важное место в разработке технологических коридоров занимают технологические платформы, которые являются коммуникационным инструментом взаимодействия различных субъектов экономики и подходят, чтобы стать площадками для выработки перспективных направлений технологического развития и соответственно перечня действий по улучшению показателей эффективности, безопасности и ресурсоемкости работы предприятий;

3) предложение поощрений.

Необходим комплекс мер по предоставлению льгот: субсидии, налоговые кредиты, снижение налогов, госгарантии по кредитам - для тех, кто покупает и применяет новые технологии, проводит иные мероприятия, направленные на достижение требуемых параметров эффективности. Введение таких льгот призвано компенсировать повышенные затраты, когда новые технологии еще относительно дороги в силу малого, опытного характера их применения. В этой связи целесообразно устанавливать их на временной основе - на определенный, начальный период. Затем по мере распространения новой техники и при постановке ее в массовое производство цена на нее будет снижаться, в результате чего от льгот по ней можно будет со временем отказаться, перенеся их на другие, более совершенные объекты;

4) развитие конкуренции.

Необходимо использовать меры поощрения появления новых игроков на рынке, привлечения передовых производителей из других стран, снижения уровня монополизации рынков;

5) инвестиции.

В ряде случаев должно предусматриваться прямое государственное финансирование мероприятий по организации технологического коридора, прежде всего в направлении финансирования исследований и разработок на доконкурентных стадиях, а также при формировании инженерных инфраструктур. Также в случае необходимости осуществления масштабных проектов с длительными сроками окупаемости целесообразно предусматривать государственные инвестиции в эти проекты на условиях частно-государственного партнерства.

Необходимо подключение государственных институтов развития к осуществлению проектного софинансирования или кредитования программ предприятий, связанных с прохождением ими технологического коридора. С другой стороны, институты развития не должны предоставлять финансирование организациям, не обеспечившим выполнение необходимых требований;

6) развитие институциональной инфраструктуры.

Для формирования коридора потребуется соответствующая научная, аналитическая, испытательная инфраструктура. Сертификационные, испытательные центры и лаборатории могут создаваться как негосударственные организации, однако необходимо участие государства в их создании и контроле за их деятельностью.

Необходимо создание регионального научно-исследовательского центра, ответственного за сбор, систематизацию и анализ информации о появляющихся передовых технологиях и координацию деятельности по подготовке рекомендаций к формированию технологических коридоров в различных сегментах экономики;

7) подготовка кадров.

Необходимо участие государства в разработке программ дополнительного профессионального образования для специалистов предприятий. Эти программы должны включать получение знаний о собственно методологии технологических коридоров, о действующих и готовящихся коридорах для конкретной отрасли, о передовых технологиях и бизнес-моделях, обеспечивающих достижение требований, установленных технологическим коридором. Аналогичные курсы должны быть разработаны и для включения в программы подготовки специалистов в рамках получения высшего образования;

8) политика госзакупок.

При осуществлении госзаказов и госзакупок в конкурсную документацию должны быть включены требования по подтверждению уровня эффективности, безопасности и ресурсоемкости предлагаемых продуктов. Продукты, не соответствующие установленному технологическим коридором уровню, не должны приобретаться для госнужд. Аналогичные требования должны быть включены в условия конкурсной документации государственных компаний;

9) санкции.

В отношении предприятий, применяющих устаревшие технологии и не достигших к установленному сроку уровня эффективности, безопасности и ресурсоемкости, предписанного требованиями технологического коридора, должны применяться штрафы, налоговые и административные санкции. В отношении руководящих лиц государственных предприятий, не обеспечивших выполнение указанных требований, должны применяться персональные взыскания, вплоть до отстранения от должности. Аналогичные претензии могут быть основанием для расторжения договора с управляющими компаниями;

10) техническое регулирование.

По действующему российскому законодательству обязательные требования по применению тех или иных технологий (запрет, ограничение) могут быть введены только путем принятия соответствующего технического регламента (Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании"). Технические регламенты, в свою очередь, могут быть приняты только в строго определенных целях:

защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

обеспечение энергетической эффективности.