Состояние инновационной инфраструктуры Свердловской области представлено в разделе 2 Стратегии.
Основными ее укрупненными элементами являются: инновационная инфраструктура вузов, находящиеся в различных стадиях развития технопарки и индустриальные парки, бизнес-инкубаторы, Инфраструктурный хаб Свердловской области, включающий АНО "Инновационный центр малого и среднего предпринимательства" (поддержка преимущественно малых инновационных предприятий), ряд венчурных фондов (Свердловский венчурный фонд, Венчурный фонд ВПК) и иные.
Кроме того, значительную поддержку в области финансирования малых форм инновационного предпринимательства оказывает Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд "Бортника"), с которым заключено соглашение на уровне Правительства Свердловской области.
Вместе с тем в Свердловской области на данный момент нет технопарков с уровнем развития, сопоставимым с лучшими российскими и успешными зарубежными аналогами по объемам производства инновационной продукции, количеству созданных рабочих мест, наличию среди резидентов R&D-подразделений высокотехнологичных российских и зарубежных компаний. Соответственно возможности развития микро- и малых инновационных предприятий в действующих и планируемых к созданию объектах инновационной инфраструктуре ограничены.
В то же время мировой опыт развития специальных технико-внедренческих зон (индустриальных парков и технопарков, научных парков, особых экономических зон технико-внедренческого типа и иных) свидетельствует о том, что успех в создании подобного рода площадок возможен только путем проведения активной политики привлечения резидентов из числа ведущих высокотехнологичных компаний, налаженной системы взаимодействия с промышленными компаниями региона и научными организациями.
Соответственно, комплекс мероприятий по развитию инфраструктуры инноваций должен быть четко увязан, во-первых, с вопросами привлечения "клиентов" инфраструктуры - научно-исследовательских организаций, вузов, крупных, средних и малых компаний, во-вторых, с вопросами финансирования как самой инфраструктуры, так и ее резидентов.
Отметим также федеральные приоритеты и механизмы развития инфраструктуры, закрепленные в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, которые должны быть учтены Свердловской областью при реализации данного направления:
поддержка распространения рыночных моделей формирования и развития объектов инновационной инфраструктуры;
обеспечение дополнительной поддержки технико-внедренческих особых экономических зон и совершенствование регулирования их создания и функционирования;
обеспечение дополнительной поддержки наукоградов и других обособленных территориальных образований, имеющих высокий научный и инновационный потенциал, и совершенствование регулирования их создания и функционирования;
обеспечение целенаправленной поддержки деятельности объектов инновационной инфраструктуры.
Параграф 3. Инструменты реализации направления "Развитие инфраструктуры инноваций"
Инструментами реализации направления являются:
1) регулирование территориального размещения инновационной инфраструктуры. Приоритетное развитие технопарков на территориях в непосредственной близости от крупных научно-исследовательских центров области с высоким уровнем развития человеческого капитала (в Екатеринбурге - крупнейшие вузы Свердловской области и УрО РАН, а также в городах Заречном, Новоуральске, Нижний Тагил, Каменске-Уральском), центров производства инновационной продукции (помимо перечисленных - Верхняя Салда, Лесной);
2) формирование технических требований к каждому технопарку/объекту инновационной инфраструктуры с учетом требований потенциальных резидентов. Формирование проектно-сметной документации, упрощение административных барьеров в подготовке научно-производственных площадок к размещению в них резидентов, информационное сопровождение резидентов;
3) развитие международного сотрудничества с технопарками и бизнес-инкубаторами ведущих инновационных центров мира, одна из целей которого - реализация распространенной в мире практики обмена инновационными предприятиями (создание подразделений малых и средних инновационных предприятий в ведущих инновационных центрах других стран с целью поддержки их выхода на зарубежные рынки);
4) реализация пилотного проекта по созданию на базе одного из формально существующих в настоящий момент либо на условиях greenfield негосударственного технопарка с привлечением частного оператора, имеющего опыт реализации подобного рода проектов в РФ и/или за рубежом, на условиях государственно-частного партнерства (по модели одной из неконцессионных форм ГЧП) или частичного субсидирования затрат со стороны области;
5) реализация проекта развития технопарка высоких технологий "Университетский" с привлечением ресурсов в рамках государственной программы создания технопарков в сфере высоких технологий;
6) реализация мероприятий, предусмотренных в областной целевой программе "Развитие инфраструктуры наноиндустрии и инноваций в Свердловской области" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1485-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Развитие инфраструктуры наноиндустрии и инноваций в Свердловской области" на 2011-2015 годы", а именно:
субсидирование из областного бюджета затрат организаций, связанных с выполнением работ в сфере нанотехнологий, в том числе с реализацией проектов на стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрением научно-технической продукции в сфере нанотехнологий;
развитие инженерной и научно-исследовательской инфраструктуры наноиндустрии. В рамках данного направления будет проведено проектирование и строительство специализированных помещений - "чистых комнат" в составе создаваемого совместно с Корпорацией "Роснано" нанотехнологического центра для коммерциализации инновационных технологий (в составе технопарка "Университетский");
7) развитие единой системы центров коллективного пользования:
анализ и выявление потребностей производственных, научных и иных организаций региона в использовании оборудования центров коллективного пользования; актуализация и расширение перечня оказываемых ЦКП услуг с учетом выявленных потребностей;
оптимизация деятельности ЦКП, позволяющая ускорить процедуры сотрудничества с потребителями;
проведение промоутерских мероприятий, направленных на освещение информации о ЦКП; продвижение данных структур на едином интернет-портале федерального уровня www.ckp-rf.ru;
8) развитие сети научно-исследовательских, аналитических центров, сети специализированных сертификационных органов, направленных на обеспечение проведения технического регулирования в рамках "технологических коридоров", ужесточения стандартов, внедрения на предприятиях систем менеджмента качества;
9) разработка единого информационного банка данных (реестра) объектов инновационной инфраструктуры Свердловской области, доступных для привлечения резидентов.
Параграф 4. Ожидаемые результаты реализации направления "Развитие инфраструктуры инноваций"