Действующий

Об утверждении концепции областной целевой программы "Развитие промышленности Свердловской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2014-2018 годы

Параграф 1. Технологическая отсталость промышленных предприятий региона от производителей мирового уровня и высокий износ основных фондов


Одним из показателей технологического потенциала промышленности региона является степень износа основных фондов. Степень износа основных фондов Свердловской области по итогам 2011 года составляла 54,8 процента, в 2010 году - 54,6 процента. Среди субъектов Российской Федерации Свердловская область занимает 14 место по уровню износа основных средств регионального экономического комплекса.

Данная проблема характерна практически для всех системообразующих отраслей Свердловской области. В металлургическом секторе, несмотря на достаточно активную инвестиционную политику, проводимую с 2000-х годов, предприятия отрасли условно можно разделить на две части - предприятия, которые закончили техническое перевооружение либо находящиеся на завершающей стадии, и предприятия, модернизация которых находится в зачаточной стадии и износ основных фондов которых составляет больше 50 процентов. В химическом секторе показатель износа основных фондов составляет 37,9 процента - для химического производства и 83,3 процента - для производства резиновых и пластмассовых изделий, средний срок эксплуатации зданий и сооружений составляет 25 лет, машин и оборудования - 14 лет, транспортных средств - 10 лет. Средний возраст производственной базы машиностроительных предприятий превышает 15-20 лет. Для лесопромышленного комплекса износ активной части основных фондов составляет 70 процентов, износ непосредственно технологического оборудования - 80 процентов. Высокая доля устаревшего оборудования фиксируется и в легкой промышленности, доля износа по этой отрасли в целом составляет более 60 процентов.

Стоит отметить, что проблема технологической отсталости промышленных секторов не ограничивается неудовлетворительной оснащенностью производств и высокой степенью износа основных фондов. Другой стороной проблемы является низкий уровень внедрения новых или "прорывных" технологий производства на предприятиях области. Так, в машиностроении текущий уровень производственных технологий отрасли соответствует уровню 1960-1980-х годов, а в лесопромышленном комплексе не внедряются инновационные проекты. О технологической отсталости предприятий промышленности, в частности легкой промышленности, косвенно может свидетельствовать недостаточный уровень внедрения систем управления качеством (на основе международных стандартов ISO). Все это сказывается на снижении конкурентоспособности продукции промышленного производства Свердловской области на внешних рынках, а также на повышении энергоемкости и материалоемкости производственного процесса. Например, в легкой промышленности доля затрат на материалы, энергоснабжение и водоснабжение составляет до 60 процентов от себестоимости продукции, тогда как на государственном уровне обозначены ориентиры на повышение энергетической и экологической эффективности промышленности (Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики"). Еще одним шагом в сторону повышения ресурсоемкости промышленного комплекса и экономики региона в целом может стать программа по утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств, разрабатываемая Министерством промышленности и науки Свердловской области. Предполагается, что целью разрабатываемой программы станет создание в Свердловской области современной эффективной системы по утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств, направленной на увеличение объемов по утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств, функционирование которой будет направлено на глубокую переработку отходов транспортных средств, с учетом выполнения требований законодательства Российской Федерации в области безопасного обращения с отходами. В рамках данной программы предполагается решение следующих задач:

1) создание сети пунктов сбора и хранения вышедших из эксплуатации транспортных средств;

2) создание сети пунктов демонтажа вышедших из эксплуатации транспортных средств;

3) создание сети пунктов по переработке вышедших из эксплуатации транспортных средств;

4) создание комплекса по утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств с внедрением глубокой переработки отходов, образующихся в результате утраты своих потребительских свойств колесными транспортными средствами;

5) развитие и модернизация предприятий, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов II-IV классов опасности;

6) формирование процессов достаточной мотивации для сдачи владельцем старого автомобиля на утилизацию;

7) регламентирование порядка действий по отчуждению и утилизации брошенных и разукомплектованных транспортных средств, захламляющих общественные территории;

8) регламентирование порядка сбора и утилизации отходов, образующихся в результате утраты своих потребительских свойств колесными транспортными средствами (технические жидкости, автопокрышки и резинотехнические изделия, стекла, пластмассовые изделия);

9) определение конкретных требований к предприятиям - переработчикам вышедших из эксплуатации транспортных средств и предприятиям, осуществляющим деятельность по демонтажу ВЭТС, в части обеспечения требований экологической безопасности.