Для достижения поставленных целей настоящей концепцией предполагается реализация трех комплексных направлений, каждое из которых обеспечивает решение одной из трех комплексных задач настоящей концепции.
Первое направление "Территории новой индустриализации" включает в себя комплекс мер, предусмотренных в настоящей концепции для решения задачи обеспечения опережающего хода процессов неоиндустриализации, обновления материально-технической базы и перевооружения промышленных производств, повышения производительности труда на ключевых (опорных) промышленно развитых территориях Свердловской области, стимулирование в промышленности процессов кластеризации и кооперации как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на межрегиональном уровне.
Актуальность данного направления обуславливается ориентацией государственной политики на развитие промышленного комплекса и повышение его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, что требует, прежде всего, формирования современной производственной базы и преодоления технологической отсталости предприятий. В то же время анализ отраслевых данных показывает наличие в настоящий момент серьезных проблем в этой сфере. Поэтому задача модернизации и технологического перевооружения производственной базы промышленного комплекса является одним из приоритетов настоящей концепции.
Однако решение данной задачи требует использования территориального подхода при формировании перечня мероприятий настоящей концепции, что обусловлено, во-первых, ограниченностью бюджетных ресурсов, во-вторых, спецификой пространственного размещения промышленности области. Реализация мероприятий в рамках настоящего направления предполагает концентрацию основных усилий преимущественно в границах крупных агломерационных образований Свердловской области с учетом специфических черт, присущих каждой из них.
Перечень основных мероприятий направления "Территории новой индустриализации", а также соответствующие задачи настоящей концепции, на решение которых направлены указанные мероприятия, перечислены в разделе 7 настоящей концепции.
Второе направление "Новые рынки" нацелено прежде всего на решение задачи обеспечения ускоренного развития научно-технической составляющей в промышленном комплексе региона; содействия компаниям региона в создании, внедрении и сбыте технологичной продукции; поддержки предприятий в создании импортозамещающих видов промышленной продукции и новых видов экспортно ориентированной продукции за счет углубления степени переработки сырья и увеличения стадии передела продукции.
Перечень основных мероприятий направления "Новые рынки", а также соответствующие задачи настоящей концепции, на решение которых направлены данные мероприятия, перечислены в разделе 7 настоящей концепции.
Третье направление "Кадры для новой индустриализации" сформулировано для решения задачи сохранения и развития трудового потенциала работников организаций промышленности Свердловской области и обеспечения промышленных производств Свердловской области трудовыми ресурсами в достаточном количестве и надлежащей квалификации.
Кадровое обеспечение развития промышленности Свердловской области в условиях модернизации производства, создания новых, в том числе высокопроизводительных рабочих мест, требует комплексного подхода к ее решению, включающего условия и механизмы кадрового восполнения, управления профессиональным ростом и развитием квалификаций персонала промышленных организаций.
Приобретение работниками промышленной сферы новых знаний, профессиональных компетенций определяет необходимость организации непрерывного процесса обновления и повышения квалификационного уровня за счет:
дополнительного профессионального образования с учетом новых квалификационных требований, профессиональных стандартов;
профессионального обучения для работы с конкретным производственным оборудованием, промышленными технологиями, аппаратно-программными комплексами и иными профессиональными средствами.
Подпунктом "в" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" предусмотрено достижение показателя: "увеличение к 2015 году доли занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37 процентов" (далее - Указ Президента Российской Федерации). В промышленном секторе экономики Свердловской области (горнодобывающая промышленность, обрабатывающие производства) в 2011 году численность занятого населения составила более 540 тыс. человек или в среднем четвертую часть от общей численности занятых в экономике. В связи с этим на 2014 и последующие годы необходима организация профессионального обучения (переобучения) и дополнительного профессионального образования ежегодно в комплексе не менее 30-40 тыс. работников промышленных организаций Свердловской области, что возможно за счет использования и гибкого сочетания "обучающих каналов".
Данное обстоятельство выступает фактором спроса на новое качество реализации образовательных программ за счет обновления спектра таких программ, а также их структуры, содержания и условий реализации. Формирование системы профессиональной сертификации компетенций и квалификаций с участием работников сферы промышленного производства позволит в перспективе повысить качество результатов обучения и повышения конкурентоспособности рабочей силы. Наряду с этим развитие системы сертификации персонала промышленных организаций в условиях растущей конкуренции производства товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках Свердловской области требует соответствующих организационных, правовых и иных решений.
Кадровое обеспечение промышленного развития в Свердловской области диктует новые требования к качеству образования в системе среднего профессионального и высшего образования, их дальнейшей интеграции с бизнес-сообществом, в том числе с целью повышения инвестиционной привлекательности Свердловской области как традиционно промышленного региона России. Существующий дисбаланс между спросом и предложением квалификаций на рынке труда проявляется, с одной стороны, наличием дефицита квалифицированных рабочих, технических и инженерно-технических специалистов для конкретных производственных задач, а с другой - наличием незанятых граждан, имеющих техническое и инженерно-техническое образование. Данное обстоятельство подтверждается следующими данными органов службы занятости населения Свердловской области за январь - апрель 2013 года:
признано в установленном порядке безработными 1280 граждан, имеющих квалификацию "инженер", в том числе 66 человек с квалификацией "инженер-технолог";
зарегистрировано заявленных работодателями 1532 вакансии, требующие инженерной подготовки, в том числе вакансии для инженеров-технологов - 143.
Высвобождение части технических и инженерно-технических кадров связано со сменой технологий и технологических режимов производства, его модернизацией. В условиях продолжающегося сокращения населения трудоспособного возраста требуются дополнительные усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, руководителей промышленных организаций по сохранению трудового потенциала граждан, предупреждению структурной безработицы, созданию новых рабочих мест, обновлению квалификаций трудоспособных граждан.
В целях сохранения занятости и развития трудового потенциала трудоспособных граждан для промышленной сферы региона целесообразно организовать мероприятие с использованием организационного механизма органов службы занятости населения и образовательных ресурсов системы среднего профессионального и высшего образования по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предприятий промышленного комплекса Свердловской области по востребованным производством образовательным программам (далее - мероприятие по обучению (переобучению) незанятых, в том числе безработных).
Анализ заявок промышленных организаций на профессиональное обучение работников, поступивших в органы службы занятости населения в период реализации антикризисных мероприятий (2009-2011 годы) за счет средств федерального бюджета, а также анализ структуры вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения в течение 2012 года, показывает востребованность профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации следующих категорий работников:
руководителей производственно-технологических участков;
главных специалистов и инженерно-технического персонала;
квалифицированных рабочих, обслуживающих технологическое оборудование, в том числе высокопроизводительное оборудование;
служащих и специалистов вспомогательных подразделений.
Результаты названного анализа выявляют преимущественную потребность в образовательных программах следующей направленности:
автоматизация производства, технологических процессов (мехатроника);
организация управления производственно-технологическим участком;
энергосберегающие технологии на производстве;