Реализация Стратегии может осуществляться по нескольким сценариям развития отрасли, различающимся прогнозируемыми объемами выпуска продукции, уровнем и сроками обновления ассортимента и технологий, количеством реализуемых мероприятий и экономических мер, объемами инвестиций и показателями эффективности.
Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности внутри региона возможно при условии повышения конкурентоспособности продукции предприятий на основе роста их технико-технологического, управленческого, маркетингового потенциала и создания условий по формированию цивилизованного потребительского рынка в регионе. Первоочередные мероприятия в части развития и расширения кооперации в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности должны быть направлены на настройку хозяйственного механизма под существующие условия.
Для активизации деятельности организаций основными направлениями государственной поддержки следует считать: организационное содействие, информационное обеспечение и экономическую поддержку.
Исходя из общей ситуации в развитии пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области, следует выделить два возможных варианта развития отрасли в долгосрочной перспективе: инерционный и инновационный.
Инерционный сценарий характеризуется пассивным развитием отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности. Данное развитие опирается на использование имеющихся преимуществ (низкий уровень логистических издержек на локальном рынке и эксплуатация лояльности потребителей). В случае инерционного пути развития в Свердловской области будут реализовываться проекты, работы по которым уже начаты, а реализация инновационных и масштабных инвестиционных проектов не предусматривается, в результате дальнейшее снижение технологической конкурентоспособности производств. Модернизация действующих производств будет осуществляться за счет собственных и привлеченных средств.
Использование инвестиционных ресурсов в рамках частной инициативы участников рынка приведет к недостижению необходимого объема и оптимальной структуры инвестиций в отрасль, что в свою очередь повлечет недостаточное развитие человеческих и научных ресурсов, нарастанию технологических и инфраструктурных ограничений в отрасли.
Продвижение продуктов питания предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности области на локальном и межрегиональных рынках будет характеризоваться низким уровнем активности по сравнению с федеральными и межрегиональными конкурентами - производителями продовольствия, что может привести к сокращению доли уральских товаропроизводителей пищевых продуктов на локальном рынке и новым ограничениям на расширение рынков сбыта.
Консервация существующих системных проблем отрасли приведет к усилению влияния ограничений на отрасль, что неминуемо повлечет актуализацию и развитие рисков. Развитие рисков для предприятий отрасли означает снижение объемов производства, прибыльности и, как следствие, ухудшение финансового положения, потерю традиционных рынков сбыта, утрату или ликвидацию активов, закрытие производства.
Инерционный сценарий развития отрасли может привести к снижению налоговых поступлений в бюджет и уровня продовольственной безопасности региона.
Темпы роста отрасли в этом случае реализации инерционного сценария составят 103 - 105 процентов в год.
Инерционный сценарий предполагает сохранение имеющихся тенденций развития отрасли, при этом темпы развития в среднем соответствуют параметрам стабилизационно-инерционного сценария, заложенного в Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года.
В рамках данного сценария к 2020 году произойдет рост объемов отгруженной продукции на 60,8 процента (по сравнению с 2012 годом), что составит 109,2 млрд. рублей. Производство пищевой продукции в натуральном выражении за аналогичный период увеличится в среднем на 8,3 процента (при этом наибольший рост будет характерен для производства минеральной воды, безалкогольных напитков, майонеза), при среднегодовом значении индекса физического объема инвестиций, равном 106 процентам. Численность занятых в пищевой и перерабатывающей промышленности за период с 2012 по 2020 год не изменится, тогда как производительность труда увеличится на 61 процент, а заработная плата (в ценах соответствующих лет) - не менее чем в 2 раза.
Инерционный сценарий не позволит решить стратегические задачи развития пищевой и перерабатывающей промышленности области.
Инновационный сценарий предполагает значительно более сложную модель управления для государства и бизнеса.
Инновационное социально-ориентированное развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области предполагает повышение инвестиционной, бюджетной и экспортной привлекательности отрасли, ее роли в экономике региона и страны.
При инновационном сценарии развития предполагается формирование благоприятных условий для развития предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в регионе. Традиционные меры, стимулирующие экономический рост пищевой и перерабатывающей промышленности (субсидирование процентных ставок по кредитам на закупку сырья, материалов и оборудования, на техническое перевооружение и стимулирование экспорта, бюджетные средства на финансирование науки), обуславливают привлечение инвестиций на техническое перевооружение и модернизацию производства, на реализацию высокотехнологичных пилотных проектов и важнейших инвестиционных проектов государственного и стратегического значения на основе развития частно-государственного партнерства и позволяют увеличить масштабность внедрения прогрессивных наукоемких технологий, обеспечить более высокие темпы роста объемов выпуска продукции, повысить в объеме продаж долю инновационной продукции.
Этот вариант предполагает сочетание построения активной бизнес-модели развития предприятий с мерами государственного стимулирования. По данному сценарию предусматриваются коренные изменения в структуре производства, приоритетного развития эффективных предприятий, ориентированных на выпуск импортозамещающей и экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости. Инновационный путь экономического развития пищевой и перерабатывающей промышленности на региональном уровне базируется на следующих предпосылках и тенденциях: создание программ социально-экономического развития регионов, среднего и малого бизнеса, региональных кластеров, стратегий и концепций развития отрасли и сопряженных отраслей, комплексный системный подход и концентрация внимания на реализацию мероприятий, касающихся повышения эффективности инновационной деятельности отрасли в рамках единой стратегии, ориентированной на ускорение инвестиционного процесса, масштабную технологическую модернизацию производства, рост производительности труда, снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах научных исследований и разработок, внедрение новых технологий, создание максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения инвестиционной привлекательности малого бизнеса. Темпы роста отрасли в этом случае реализации инновационного сценария составят 105 - 108 процентов в год.
Инновационный сценарий долгосрочного развития пищевой и перерабатывающей промышленности предполагает системное развитие отрасли на основе целей и приоритетов региональной политики. Он опирается на создание конкурентных преимуществ пищевой и перерабатывающей промышленности:
обеспечение нарастания производства продуктов питания условиями для расширения их сбыта;
корпоративное развитие на основе создания современных крупных производств;
институциональное развитие в рамках отраслевых общественных организаций;
смена технологической парадигмы развития с использованием механизмов государственной поддержки и агропарка;
развитие отраслевых общественных организаций;
поддержание высокого технологического уровня производства пищевых продуктов с использованием механизмов государственной поддержки.
Исходя из анализа состояния отрасли и основных проблем ее развития наиболее оптимальным необходимо признать инновационный сценарий. Основными его преимуществами являются:
1) ускорение темпов экономического роста на основе максимального использования имеющегося потенциала;
2) повышение конкурентных преимуществ отрасли;
3) рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет области;