ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2013 года N 1259-ПП
О КОМПЛЕКСНОЙ СТРАТЕГИИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА
(в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Свердловской области
от 18 сентября 2019 года N 600-ПП
____________________________________________________________________
В целях создания экологически безопасной и экономически эффективной системы в сфере обращения с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами на территории Свердловской области, во исполнение Поручения Президента Российской Федерации от 10.08.2012 N Пр-2138 о разработке комплексной стратегии по обращению с твердыми бытовыми отходами, Постановления Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Комплексную стратегию по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Свердловской области до 2030 года (далее - Стратегия) (прилагается).
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)
2. Возложить на Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Н.Б. Смирнов) координацию деятельности по реализации Стратегии.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Свердловской области С.М. Зырянова.
4. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".
Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.ПАСЛЕР
КОМПЛЕКСНАЯ СТРАТЕГИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)
Стратегической целью государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Приоритетными задачами Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года являются повышение качества и стандартов жизни населения, создание благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни граждан.
Одной из основных задач обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности населения Свердловской области является решение проблемы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО). Развитие системы обращения с ТКО населенных пунктов Свердловской области должно базироваться на стратегическом курсе создания индустриальной базы переработки отходов и сокращения полигонного захоронения.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)
Элементом региональной социально-экономической политики должна стать Комплексная стратегия по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами на территории Свердловской области до 2030 года (далее - Стратегия).
Стратегия представляет собой систему подходов к развитию сферы обращения с ТКО, снижению негативного влияния ТКО на окружающую среду и здоровье населения. Стратегия основывается на требованиях федерального и областного законодательства, а также нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и обращения с ТКО.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)
В Стратегии используются следующие термины и определения:
1) благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;
2) вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;
3) вторичные материальные ресурсы (далее - ВМР) - отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки;
4) захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
(подп. 4 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)
5) утратил силу. - Постановление Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП;
6) лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
7) медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий;
8) морфологический состав твердых бытовых отходов - это содержание их составных частей, выраженное в процентах к общей массе;
9) накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшей утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;
(подп. 9 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)
10) негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
11) норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
(подп. 11 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)
12) обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
(подп. 12 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)
13) объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
(подп. 13 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)
14) отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению;
(подп. 14 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)
15) обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
(подп. 15 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)
16) утратил силу. - Постановление Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП;
17) размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
18) сбор отходов - прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
(подп. 18 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)
19) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
(подп. 19 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)
20) транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
21) утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
(подп. 21 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)
Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения ТКО приводит к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет угрозу здоровью современных и будущих поколений страны.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)
Практически для всех субъектов Российской Федерации одна из основных задач в области охраны окружающей среды - решение проблем обезвреживания и переработки отходов, среди которых наибольшую проблему представляют отходы, образующиеся в жилом секторе из-за сложного морфологического состава и распределенных источников образования.
В Свердловской области по состоянию на 01 января 2013 года численность населения, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, составляла 4315830 человек, плотность населения - 22,21 чел./кв. км, что почти втрое выше среднего по России, доля городского населения - 84,07 процента.
По среднестатистическим данным на каждого городского жителя в год образуется от 1 до 1,4 куб. метров ТКО. При этом объем ТКО увеличивается, а территориальные возможности для их захоронения уменьшаются.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)
Санитарная очистка населенных пунктов является одной из самых сложных и ответственных задач, стоящих перед органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - органы местного самоуправления). От оперативного вывоза и безопасного обезвреживания отходов зависит безопасность проживания населения и состояние окружающей среды.
В соответствии с Федеральными законами от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы, связанные со сбором, вывозом, утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов, относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Однако в населенных пунктах Свердловской области централизованно вывозится от 30 до 40 процентов отходов. Вывоз ТКО из районов индивидуальной застройки преимущественно осуществляется домохозяйствами самостоятельно, что зачастую способствует захламлению как урбанизированных территорий, так и прилегающих природных объектов. Основной причиной данной ситуации является отсутствие необходимого количества специализированной техники, особенно в сельской местности.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)
На основании данных государственного доклада "О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области в 2012 году" ежегодно в Свердловской области образуется около 2 млн. тонн ТКО (таблица 1). Практически весь этот объем размещается на полигонах ТКО, санкционированных и несанкционированных свалках, и только в среднем 12 процентов ТКО (2010 - 2012 годы) утилизируются иными способами из-за отсутствия необходимой инфраструктуры, а также недостаточного количества предприятий - переработчиков.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)
Таблица 1
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП)
N п/п | Наименование показателя | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Образовано с учетом получения, | 2061,8 | 1831,9 | 1652,8 |
2. | Образовано, всего, тыс. тонн | 596,1 | 590,1 | 667 |
3. | Получено от хозяйствующих субъектов, | 1465,8 | 1241,8 | 985,8 |
4. | Использовано или утилизировано хозяйствующими субъектами, тыс. тонн | 209,4 | 197,7 | 257,3 |
5. | Размещено, тыс. тонн | 1853,2 | 1686,7 | 1396,2 |
6. | Наличие отходов на конец года, тыс. тонн | 47843,7 | 49406,8 | 74339,7 |
7. | Количество хозяйствующих субъектов, представивших сведения об образовании и обращении с ТКО | 3598 | 3861 | 3951 |
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2015 N 356-ПП) |