Наиболее приоритетными рисками реализации Программы (по высокой вероятности возникновения и тяжести последствий) являются риски, связанные с возникновением экстремальных природных ситуаций (например, высокий уровень горения лесов вследствие неблагоприятных погодных условий), требующих применения мер экстренного реагирования, введения особых режимов, незапланированного увеличения объемов реабилитационных работ и необходимости привлечения дополнительного финансирования для их осуществления. Для смягчения последствий таких рисков необходима разработка специальных планов реагирования (что обеспечит оперативное принятие управленческих решений) и создание резервов как материально-технических, так и финансовых ресурсов на региональном и федеральном уровнях.
Достаточно серьезными (вследствие умеренно высокой вероятности возникновения и тяжести последствий) являются риски, связанные со вспышками массового размножения хозяйственно опасных вредных организмов. Такие ситуации потребуют применения мер экстренного реагирования, незапланированного увеличения объемов работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов и необходимости привлечения дополнительного финансирования для их осуществления. Для смягчения последствий таких рисков необходима разработка специальных планов реагирования (что обеспечит оперативное принятие управленческих решений) и создание резервов как материально-технических, так и финансовых ресурсов преимущественно на региональном уровне при оказании финансовой поддержки со стороны федерального центра.
К этой же группе относятся риски, связанные с социально-экономическими факторами, в том числе неблагоприятная экономическая ситуация на рынке лесной продукции, недостаточность местных трудовых ресурсов и квалифицированных кадров, а также пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций проведению мероприятий Программы. Для снижения вероятности и тяжести последствий этой группы рисков необходимо совершенствование планирования работ по охране, защите и воспроизводству лесов, регулирование договорных отношений на выполнение работ по договорам аренды или договорам купли-продажи лесных насаждений на региональном уровне. Риски пассивного сопротивления юридических и физических лиц требованиям лесного законодательства при использовании лесов, их охране, защите и воспроизводству, ухудшение социально-экономической обстановки и увеличение количества лесонарушений носят локальный характер и могут быть устранены в процессе принятия управленческих решений, а также посредством широкого привлечения общественности к решению вопросов планирования лесного хозяйства путем активного межведомственного взаимодействия различных ветвей органов государственной власти.
Кроме того, могут возникать риски (умеренные по вероятности возникновения и тяжести последствий для реализации Программы), связанные с отказом арендаторов от выполнения работ как по охране лесов от пожаров, так и по их защите или несвоевременным и некачественным выполнением таких работ. Причины этого могут быть различны, включая, в частности, возникновение финансовых проблем у арендаторов. Для снижения вероятности этих рисков необходимы мероприятия на региональном и местном уровне, включая совершенствование планирования работ по охране, защите и воспроизводству лесов, упорядочивание договорных отношений, связанных с выполнением работ, мониторинг как финансового положения арендаторов, так и выполнения ими договорных обязательств.
Умеренными по вероятности и тяжести последствий являются также риски, связанные с ухудшением метеорологических условий (например, могут снизиться объемы заготовки и вывозки древесины в теплые зимы в северных районах области). Урегулирование таких проблем может быть обеспечено на региональном и местном уровнях, хотя в ряде случаев может привести к снижению объема использования лесов, снижению уровня платежей в бюджеты всех уровней и ухудшению качества лесохозяйственных работ.
К этой же группе относятся риски управленческого характера, в том числе непредставление запланированного финансирования, отказ юридических лиц от финансирования согласованных работ по охране, защите и воспроизводству лесов, принятие неадекватных управленческих решений лицами, участвующими в реализации настоящей государственной программы. Указанные риски могут быть устранены в процессе совершенствования системы управления настоящей государственной программой, системы принятия управленческих решений, а также через широкое привлечение общественности к решению вопросов планирования лесного хозяйства.
Управление рисками в ходе реализации настоящей государственной программы осуществляется в рамках единой системы управления рисками. В целях обеспечения согласованных действий при реализации Программы и минимизации возникающих рисков решением Департамента могут создаваться временные координационные органы (рабочие группы) из представителей ответственного исполнителя (соисполнителя) настоящей государственной программы, органов исполнительной власти Свердловской области, научных, экспертных, саморегулируемых, неправительственных и иных заинтересованных организаций.