Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - Госжилинспекция Свердловской области) в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 28.03.2012 N 322-ПП "Об утверждении Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области" является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.
Государственная программа "Осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Свердловской области" (далее - государственная программа) направлена на решение следующих задач по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, сформулированных в Законе Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы":
1) повышение качества и надежности предоставляемых гражданам жилищно-коммунальных услуг;
2) модернизация коммунальной инфраструктуры для повышения ресурсной эффективности производства и предоставления услуг;
3) повышение эффективности и прозрачности управления жилищно-коммунальным комплексом и регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг, в том числе участие населения в вопросах управления многоквартирными домами в соответствии с федеральным и региональным жилищным законодательством.
Поскольку основной целью социально-экономического развития Свердловской области является повышение качества жизни и благосостояния населения на основе устойчивого роста экономики Свердловской области и к ключевым задачам отнесено, в том числе, повышение качества и стандартов жизни населения, создание благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни граждан, реализация мероприятий государственной программы осуществляется Госжилинспекцией Свердловской области в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
Одним из важнейших направлений современной государственной политики в жилищно-коммунальной сфере наряду со строительством нового благоустроенного жилья является обеспечение сохранности, надлежащего содержания и ремонта существующего жилищного фонда и качества предоставления коммунальных услуг.
Жилищный фонд Свердловской области, по данным Территориального отдела Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, по состоянию на 1 января 2013 года насчитывает 107726 тысяч многоквартирных жилых домов, общая площадь жилищного фонда Свердловской области составляет около 102498,9 тыс. кв. м, из которых 1800 тыс. кв. м, или 6538 жилых домов, отнесены к ветхим и аварийным, что требует постоянного и эффективного контроля со стороны органов власти Свердловской области.
В 2012 году Госжилинспекцией Свердловской области обследован жилищный фонд общей площадью 31120,6 тыс. кв. м (29869,9 тыс. кв. м - внеплановые проверки по обращениям граждан, плановые проверки - 1250,7 тыс. кв. м), что в 1,1 раза больше по сравнению с 2011 годом. За 8 месяцев 2013 года площадь обследованного жилищного фонда составила 30334,1, тыс. кв. м, рост показателя в сравнении с аналогичным периодом 2012 года составил 1,6 раза.
Предполагаемый объем обследованного жилищного фонда в рамках реализации данной государственной программы должен составить 315322,6 тыс. кв. м.
Госжилинспекция Свердловской области осуществляет защиту прав жителей при предоставлении жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества на территории Свердловской области.
За 2012 год Госжилинспекцией Свердловской области рассмотрено более 15,5 тыс. обращений. При этом количество обращений увеличивается ежегодно. Так, за 7 месяцев 2013 года уже рассмотрено 19921 обращение, что выше показателя аналогичного периода 2012 года в 2,6 раза.
Мотивами обращений граждан в основном послужили низкое качество содержания жилищного фонда, отсутствие теплоснабжения и водоснабжения в домах, текущих и капитальных ремонтов, вопросы переселения из ветхого и аварийного жилья, необоснованное начисление платы за жилищно-коммунальные услуги.
Для полного и всестороннего рассмотрения обращений граждан Госжилинспекцией Свердловской области проводятся внеплановые проверки. За 8 месяцев 2013 года проведены проверки по 40 процентам поступивших обращений.
Практика проведения проверок, проводимых Госжилинспекцией Свердловской области в части соблюдения требований, предъявляемых к содержанию и ремонту жилищного фонда, в том числе общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также анализ поступающих обращений показывает, что практически каждый второй дом нуждается в проведении надлежащего текущего и (или) капитального ремонтов.
Дефицит средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на содержание и ремонт жилищного фонда, а также несвоевременное выполнение необходимых работ управляющими организациями приводит к ускоренному старению и ветшанию жилищного фонда.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан" с 1 января 2011 года на Госжилинспекцию Свердловской области возложены полномочия по выдаче справок о соответствии жилых помещений техническим правилам и нормам. Справки о соответствии жилых помещений техническим правилам и нормам выдаются в порядке межведомственного информационного взаимодействия с органами опеки и попечительства Свердловской области.
За 2012 год в Госжилинспекцию Свердловской области поступило 3310 запросов Министерства социальной защиты населения Свердловской области о выдаче справок о соответствии техническим правилам и нормам жилых помещений для граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации условиях. По результатам обследования жилых помещений выдано 3048 справок (92 процента), что обусловлено отказом лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание, в доступе к жилым помещениям. При этом согласно части 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации, статье 3 Жилищного кодекса Российской Федерации жилище неприкосновенно. Таким образом, Госжилинспекция Свердловской области выдает вышеуказанные справки 100 процентам граждан, выразившим желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание, обеспечивших доступ к жилым помещениям. В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан" справка о соответствии жилого помещения является обязательным документом, рассматриваемым органом опеки и попечительства при принятии решения о назначении опекуна (о возможности заявителя быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решения об отказе в назначении опекуна (о невозможности заявителя быть опекуном).
Частая смена управляющих организаций и изменения способа управления многоквартирными домами также не способствуют поддержанию общего имущества многоквартирных домов в надлежащем состоянии.
Не обеспечивает надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах, а также предоставление их жителям коммунальных услуг, отвечающих установленным требованиям, отсутствие предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации договоров, которые должны заключаться между собственниками помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями.
Отсутствие заключенных в установленном порядке договоров управления многоквартирными домами между собственниками помещений многоквартирных домов и управляющими организациями является причиной возникновения проблемы управления многоквартирным домом двумя управляющими организациями и, как следствие, направления жителям таких многоквартирных домов двух платежных документов для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги.
В 2011 году в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой на органы регионального государственного жилищного надзора возложена обязанность по проведению проверок правомерности принятия решений о создании товариществ собственников жилья, принятию устава и внесенных в устав изменений, а также решений об утверждении общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах условий договоров управления многоквартирными домами и правомерность заключения таких договоров.
В случае выявления нарушений обязательных требований жилищного законодательства органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с иском о признании недействительными решений, принятых общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно информации Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области количество товариществ собственников жилья в 2010 году составляло 2386 единиц, за 2011 год количество товариществ собственников жилья увеличилось на 448 единиц и составило 2834 единицы.
Количество многоквартирных домов, в которых собственники помещений избрали способ управления с помощью управляющих организаций, согласно данным Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, в 2010 году составило 48143 единицы, за 2011 год количество указанных домов увеличилось на 310 единиц и составило 48453 единицы.
По результатам проведенных проверок в 2012 году выдано 12931 исполнительный документ, в том числе: актов - 8426 (данный показатель по сравнению с аналогичным периодом 2011 года вырос в 1,2 раза), предписаний - 2789 (данный показатель по сравнению с аналогичным периодом 2011 года вырос в 1,14 раза), протоколов - 1716 (данный показатель по сравнению с 2011 годом вырос в 2,4 раза). За 8 месяцев 2013 года Госжилинспекцией Свердловской области выдано 12346 исполнительных документов, что в 1,5 раза выше показателя аналогичного периода 2012 года.
Госжилинспекцией Свердловской области в 2012 году рассмотрено 1426 дел об административных правонарушениях, что в 1,4 раза выше аналогичного показателя за 2011 год, из них рассмотрено 550 дел, возбужденных органами прокуратуры, 876 дел - по протоколам об административных правонарушениях, составленных специалистами Госжилинспекции Свердловской области. По результатам рассмотрений вынесены постановления о назначении административного наказания в виде штрафа на сумму 20540,0 тыс. рублей, что в 2,4 раза больше, чем в 2011 году. За 8 месяцев 2013 года сумма назначенных административных штрафов уже составила 29603,5 тыс. рублей, рост показателя в сравнении с аналогичным периодом 2012 года превышен в 4,7 раза.
На основании части 1 статьи 23.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Госжилинспекция Свердловской области уполномочена на рассмотрение дел об административных правонарушениях.