Основной целью социально-экономического развития Свердловской области, провозглашенной в Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 1757-р, Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года", является повышение качества жизни и благосостояния населения на основе устойчивого роста экономики Свердловской области. При этом одной из ключевых задач социально-экономического развития Свердловской области названо повышение качества и стандартов жизни населения, создание благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни граждан.
В рамках поставленной цели и реализации названной задачи планируется развивать строительный комплекс Свердловской области, являющийся одной из важнейших отраслей экономики Уральского федерального округа, посредством реализации на территории Свердловской области градостроительной политики, проводимой Российской Федерацией, массового строительства качественного комфортабельного жилья для жителей региона, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности, а также объектов гражданского строительства, при одновременном создании системы контроля за безопасностью, сроками и качеством строительных работ, разработке и реализации механизмов защиты прав граждан, вложивших собственные и (или) заемные средства в строительство жилья.
Увеличение объемов строительства на территории Свердловской области при одновременном росте стандартов качества и комфортабельности объектов жилья и гражданского строительства для жителей Свердловской области возможно при условии обеспечения:
1) снижения роста числа нарушений законодательства о градостроительной деятельности, нарушений законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области;
2) устранения административных барьеров для лиц, осуществляющих строительство либо привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области, при взаимодействии с контрольно-надзорными органами исполнительной власти Свердловской области в названных сферах.
Управление государственного строительного надзора Свердловской области является в соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении государственного строительного надзора Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.03.2007 N 263-ПП "Об Управлении государственного строительного надзора Свердловской области", органом исполнительной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора, а также регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области, то есть органом, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере регионального государственного контроля (надзора) за возводимыми, реконструируемыми объектами капитального строительства.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2014 N 368-ПП)
В 2012 году и первом полугодии 2013 года Управлением государственного строительного надзора Свердловской области в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора, задачей которого является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, техническим заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации, проведены 6257 проверок строящихся, реконструируемых на территории Свердловской области объектов капитального строительства. Порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий при осуществлении регионального государственного строительного надзора установлен статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", согласно которым проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок, на основании программы проведения проверок объекта капитального строительства, в связи с чем строящиеся, реконструируемые объекты капитального строительства проверяются более одного раза в год. В результате проведения названных проверок выявлены 36450 нарушений проектной документации, требований законодательства о градостроительной деятельности. При этом ряд выявленных Управлением государственного строительного надзора Свердловской области нарушений затрагивал конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения либо создавал угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде.
Кроме того, в 2012 году и первом полугодии 2013 года Управлением государственного строительного надзора Свердловской области проведены 744 контрольно-надзорных мероприятия в отношении лиц, привлекающих денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области, в деятельности которых выявлено 2890 нарушений законодательства об участии в долевом строительстве. Названные контрольно-надзорные мероприятия проводились в соответствии с положениями статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", на основании утвержденного ежегодного плана их проведения.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2014 N 368-ПП)
Сказанное выше свидетельствует о том, что лицами, осуществляющими свою деятельность в сферах строительства, привлечения денежных средств участников долевого строительства для осуществления строительства, допускаются нарушения прав, законных интересов граждан, организаций, в том числе создающие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, их имуществу, окружающей среде.
Возможность преодоления роста числа нарушений законодательства о градостроительной деятельности, а также нарушений законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области посредством повышения эффективности регионального государственного строительного надзора, регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области подтверждается качественными и количественными показателями деятельности Управления государственного строительного надзора Свердловской области в названных сферах.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2014 N 368-ПП)
Так, например, в сравнении с первым полугодием 2012 года в первом полугодии 2013 года на 5 процентов выросла доля устраненных нарушений в общем числе выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности, чему способствовали выданные Управлением государственного строительного надзора Свердловской области лицам, осуществляющим строительство, предписания об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на территории Свердловской области. Доля устраненных нарушений в общем числе выявленных нарушений законодательства об участии в долевом строительстве выросла более чем на 40 процентов, чему способствовали выдаваемые предписания об устранении нарушений требований законодательства об участии в долевом строительстве.
Повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности не должно проводиться посредством наращивания количества проводимых контрольно-надзорных мероприятий, так как это может оказывать негативное влияние на деятельность застройщиков, лиц, привлекающих денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области, не допускающих нарушений требований законодательства об участии в долевом строительстве. Необходимо снижать административные барьеры для добросовестных застройщиков, лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области, что будет обеспечивать рост темпов строительства.
Одним из способов повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности является программно-целевой подход к планированию и осуществлению регионального государственного строительного надзора, а также регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области. Программный подход позволит оптимально решить проблемы развития строительного комплекса Свердловской области, увеличить объемы жилищного строительства на территории Свердловской области при одновременном росте стандартов качества и комфортабельности объектов жилья и гражданского строительства для жителей Свердловской области. Отказ от комплексного решения проблем в данной сфере может привести к дальнейшему росту числа злоупотреблений со стороны застройщиков, лиц, привлекающих денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области, и, как следствие, к нарушению прав и законных интересов граждан Свердловской области.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2014 N 368-ПП)