(в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 14.05.2015 N 389-ПП)
Значимость, размеры и структура транспортного комплекса Свердловской области, включающего все виды транспорта, за исключением морского, определяются особенностями геополитического положения региона как связующего звена между Европой и Азией. Территориальную структуру транспортной системы Свердловской области образуют крупнейшие транспортные узлы и магистральные транспортные коммуникации, формирующие опорную транспортную сеть. Основные транспортно-грузовые узлы расположены в городах Екатеринбурге, Нижний Тагил, Серове, Каменске-Уральском.
Юг Свердловской области пересекает Транссибирская железнодорожная магистраль (Москва, Киров, Екатеринбург, Тюмень, Омск и далее на Читу). Территория Свердловской области обслуживается главным образом Свердловской железной дорогой - филиалом открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Кроме того, имеется также участок Горьковской железной дороги на запад от станции Дружинино.
Свердловская область занимает первое место по количеству маршрутов регулярных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении среди субъектов Уральского федерального округа и первое место по расходам областного бюджета на организацию пригородных железнодорожных пассажирских перевозок. Ежегодно этим видом транспорта пользуется около 17 млн. человек. Пригородные поезда сохраняют свою социальную направленность: доля пассажиров, пользующихся мерами государственной поддержки, составляет 42 процента от общего числа отправленных пассажиров.
В течение 2012 года по территории Свердловской области курсировали 274 пригородных поезда. При утвержденных Региональной энергетической комиссией Свердловской области тарифах на перевозку пассажиров и багажа в пригородном железнодорожном транспорте положительный финансовый результат за 2012 год отмечен только по итогам курсирования 17 поездов (или 6 процентов от общего количества поездов), среди которых: Шалинское направление, маршруты сообщением Кузино - Екатеринбург, Ревда - Екатеринбург, Каменск-Уральский - Екатеринбург, Баженово - Екатеринбург, Егоршино - Рефт, Нижний Тагил - Екатеринбург, Тавда - Устье-Аха, один "городской" электропоезд сообщением Екатеринбург - Сортировочный - Керамик.
Эксплуатационная длина железнодорожных путей в границах Свердловской области в 2012 году составляла 3319,1 км (4,2 процента от всей сети железных дорог в Российской Федерации и 46,2 процента от эксплуатационной длины Свердловской железной дороги). Свердловская железная дорога обеспечивает транспортно-экономические связи индустриальных районов Урала с центральными, восточными и западными районами России и зарубежными странами. В Свердловской области основные железнодорожные линии представляют собой высокотехнически оснащенные участки транзитных федеральных магистралей. Станция Екатеринбург-Сортировочный - один из крупнейших транспортных узлов России.
В структуре погрузки Свердловской железной дороги на территории Свердловской области наибольшую долю занимают строительные грузы - 31 процент, руда железная - 21 процент, черные металлы - 17 процентов; в 2012 году объем погрузки составил 174,5 тыс. тонн в сутки.
В 2011 году Правительством Свердловской области согласована Генеральная схема Екатеринбургского железнодорожного узла, которая предусматривает развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта до 2030 года. В рамках реализации данного проекта предусмотрена реконструкция и развитие Екатеринбургского транспортного узла, включающего 23 станции.
Грузооборот всех видов транспорта в Свердловской области в 2012 году составил 209,9 млрд. тонно-км, что на 5,2 процента больше уровня 2011 года. Ежесуточно всеми видами транспорта в 2012 году перевозилось до 670 тыс. тонн грузов. При этом в 2013 году наблюдается незначительное снижение объемов перевозки грузов к уровню 2012 года, обусловленное общей экономической ситуацией и снижением деловой активности.
На территории Свердловской области осуществляется формирование современного терминально-складского хозяйства, в том числе за счет реализации мероприятий по модернизации, реконструкции существующих объектов и строительства новых современных логистических комплексов. В 2012 году общая площадь складских площадей высокого уровня (классов A и B) в Свердловской области составила более 1 млн. кв. м, включая комплексы "Логопарк Пышма", "Чкаловский", "Лорри", грузовой терминал "Кольцово" и другие. Более половины всех площадей расположены в городе Екатеринбурге.
Вместе с тем современное состояние транспортной системы не в полной мере отвечает потребностям и перспективам развития Свердловской области. Недостаточный уровень развития современной транспортно-логистической инфраструктуры сдерживает интеграцию Свердловской области в федеральную и мировую транспортные системы, при этом дефицит пропускной способности существует на всех видах транспорта. Состояние транспортной инфраструктуры и основных фондов организаций транспорта не соответствует требованиям модернизации: практически не развиваются технологии интермодальных перевозок, значительные проблемы существуют на стыках различных видов транспорта.
Практическое отсутствие международных транспортных компаний и логистических операторов, низкий уровень информатизации транспортного комплекса Свердловской области не позволяют бизнесу в полной мере применять современные методы логистического управления, передавать их на аутсорсинг. Следствием указанных проблем являются высокие транспортные издержки: себестоимость перевозок в Свердловской области в среднем 1,2 - 1,5 раза выше, чем в развитых зарубежных странах, а удельный расход топлива - на 20 - 30 процентов больше. Размер транспортной составляющей в себестоимости продукции достигает 15 - 20 процентов против 7 - 8 процентов в странах с развитой экономикой.
Одним из приоритетных направлений взаимоувязанного развития всех видов транспорта и терминально-складской инфраструктуры является комплексное развитие Екатеринбургского транспортного узла, крупнейшей составляющей которого является железнодорожный транспорт. Кроме того, в рамках мероприятий по развитию транспортно-логистической инфраструктуры предусматривается реализовывать комплексные проекты по развитию Екатеринбургского железнодорожного узла.
Исторически сложившееся географическое положение Свердловской области способствует развитию потенциала региона как транспортного центра страны, в том числе в части воздушного транспорта с учетом роста товарообмена и пассажиропотока между Юго-Восточной Азией и Европой.
Международный аэропорт "Кольцово" является одним из ведущих аэропортов России и единственным аэропортом в Свердловской области, осуществляющим гражданские авиаперевозки. Аэропорт "Кольцово" стабильно занимает 5 место в рейтинге крупнейших аэропортов России по числу обслуживаемых пассажиров после аэропортов Московского и Санкт-Петербургского авиаузлов. Более 40 российских и зарубежных авиакомпаний связывают Екатеринбург более чем с 100 городами мира, а через пункты пересадок (международные аэропорты-хабы) - практически со всей планетой.
По итогам 2012 года пассажиропоток международного аэропорта "Кольцово" составил 3783 тыс. пассажиров, что на 12,7 процента больше уровня 2011 года. Наибольший темп роста (123,4 процента) зафиксирован на международных направлениях - 1849 тыс. пассажиров, на внутрироссийских рейсах было обслужено 1934 тыс. пассажиров (темп роста 103,5 процента).
Наиболее популярным внутрироссийским направлением является Екатеринбург - Москва, около трети всего пассажиропотока аэропорта "Кольцово" направлено в аэропорты Московского авиаузла. Кроме того, в 2012 году была продолжена реализация программы развития регионального авиасообщения, выполняемой на 30-кресельных комфортабельных самолетах "Embraer-120" по региональным маршрутам до 1000 км (в Казань, Уфу, Самару, Пермь, Магнитогорск, Оренбург). В рамках данного проекта за 2012 год перевезено более 60 тыс. пассажиров.
Всего по итогам 2012 года в аэропорту "Кольцово" произведено 21728 взлетно-посадочных операций, что на 7,9 процента превышает уровень 2011 года. Планируется, что к 2020 году пассажиропоток аэропорта "Кольцово" составит 7,3 млн. пассажиров в год.
Основные планируемые направления развития аэропорта "Кольцово" на период до 2020 года включают: реконструкцию централизованной системы электроснабжения в аэропорту и внедрение системы автоматизированного контроля и учета электроэнергии; строительство гаража для спецтехники; строительство ангара для самолетов; реконструкцию терминала международных воздушных линий и системы обработки багажа; открытие места международного почтового обмена на базе аэропорта. В части модернизации аэродрома планируются следующие мероприятия: строительство двух площадок по обработке воздушных судов; установка светосигнального оборудования; реконструкция очистных сооружений; реконструкция перрона, мест стоянок воздушных судов.
В рамках реализации проекта строительства Екатеринбургского метрополитена с открытием станции "Чкаловская" в июле 2012 года завершилось строительство первой линии метрополитена. Протяженность двухпутной линии от станции "Проспект Космонавтов" до станции "Ботаническая" составляет 12,7 км, на указанном участке находится 9 станций, платформы на них рассчитаны на прием пятивагонных составов.
На территории Свердловской области зарегистрировано 1360 перевозчиков, которые осуществляют перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении 8500 автобусами. Автобусы ежегодно выполняют более 65 тыс. рейсов в междугородном сообщении, более 450 тыс. рейсов в пригородном сообщении и более 1200 тыс. рейсов в городском сообщении. Ежегодный объем перевозок автомобильным транспортом составляет 260 млн. пассажиров в год.
В 36 городах Свердловской области осуществляется перевозка пассажиров городским общественным транспортом общего пользования (автобусами). Все муниципальные образования, имеющие автомобильные дороги I - IV категорий, связаны с областным центром междугородним и пригородным автобусным сообщением. В 5 городах Свердловской области осуществляется перевозка пассажиров городским электрическим транспортом.
26 автостанций находятся в государственной собственности, 11 - в муниципальной собственности, 14 - в частной собственности или под управлением частных организаций. Свердловская область является собственником крупных автотранспортных предприятий: государственное унитарное предприятие Свердловской области "Асбестовское пассажирское автотранспортное предприятие" и государственное унитарное предприятие Свердловской области "Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта".
В эксплуатации государственного унитарного предприятия Свердловской области "Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта" находится 23 автовокзала, 13 из которых являются собственностью Свердловской области, 10 арендуются указанным предприятием. Ежесуточно от автовокзалов и автостанций объединения отправляется более 1840 рейсов в пригородном, междугородном и международном сообщении, услугами объединения пользуются более 18 тыс. пассажиров ежедневно.
Обслуживаемая автобусная сеть состоит из 378 маршрутов общей протяженностью 54840 км. Одними из самых крупных и социально значимых объектов являются автовокзалы городов Екатеринбурга и Нижний Тагил.
Государственное унитарное предприятие Свердловской области "Асбестовское пассажирское автотранспортное предприятие" эксплуатирует один автовокзал и 2 автостанции. Предприятие 89 автобусами обслуживает 5 городских, 9 пригородных, 8 междугородных и 3 межрегиональных маршрута. Предприятием ежегодно выполняется 93 тыс. рейсов в городском сообщении и ежегодно перевозится более 2,6 млн. человек в пригородном и междугородном сообщении.