Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТА, ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА, СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2022 ГОДА" (с изменениями на: 17.07.2015)

ПОДПРОГРАММА 2 "РАЗВИТИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТА, ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА, СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2022 ГОДА"

(в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 14.05.2015 N 389-ПП)


Плотность федеральных и региональных автомобильных дорог в Свердловской области - 59,6 км на 1000 кв. км территории, что в 1,9 раза превышает среднероссийский показатель. Протяженность автомобильных дорог на территории Свердловской области составляет 31486 км, в том числе федерального значения - 588 км, регионального значения - 11116 км, местного значения (включая улично-дорожную сеть населенных пунктов) - 19782 км; при этом протяженность автомобильных дорог местного значения, учитываемых по форме федерального статистического наблюдения N 3-ДГ(мо) "Сведения об автомобильных дорогах общего и необщего пользования местного значения и искусственных сооружениях на них, находящихся в собственности муниципальных образований" на 01 января 2013 года составила 10318 км.

Несмотря на значительную протяженность автомобильных дорог общего пользования, социально-экономическое развитие Свердловской области, возможности более полной реализации ее транзитного потенциала и увеличения деловой активности сдерживаются недостаточным уровнем развития автодорожной сети. Около 50 процентов общего объема перевозок по автомобильным дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к увеличению себестоимости перевозок и снижению безопасности движения. Автомобильные дороги федерального значения в Свердловской области на значительном протяжении проходят по территориям населенных пунктов, что приводит к снижению скорости движения транспортных потоков.

Темпы развития и техническое состояния сети автомобильных дорог регионального и местного значения не соответствуют долгосрочным тенденциям спроса на грузовые и пассажирские перевозки. В структуре действующей сети автомобильных дорог регионального значения преобладают дороги III и IV технических категорий (75 процентов от общей протяженности), в структуре автомобильных дорог местного значения - дороги IV и V категорий (более 80 процентов).

В связи с отсутствием средств финансирования в необходимом объеме наблюдается тенденция ухудшения эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального значения. На 01 января 2012 года в недопустимом транспортно-эксплуатационном состоянии находилось 40 процентов автомобильных дорог регионального значения, на 01 января 2013 года их доля увеличилась до 51 процента. Из 739 мостовых сооружений, расположенных на автомобильных дорогах регионального значения, в неудовлетворительном состоянии находятся 302, в аварийном - 26.

В соответствии с нормативами, утвержденными Постановлением Правительства Свердловской области от 14.11.2007 N 1102-ПП "О нормативах денежных затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог регионального значения и правилах их расчета", ежегодно необходимо выполнять ремонт и капитальный ремонт не менее 1988 км автомобильных дорог регионального значения, однако на протяжении ряда лет фактические объемы ремонта и капитального ремонта составляют от 5 до 13 процентов от нормативной потребности: в 2010 году - 103 км, в 2011 году - 267,5 км, в 2012 году - 222,2 км, в 2013 году - 210,2 км. В 2012 - 2013 годах фактическое финансирование дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения составляло не более 24 процентов от утвержденных в Свердловской области нормативов.

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2014 N 247-ПП)

В среднем по муниципальным образованиям, расположенным на территории Свердловской области, доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в 2012 году составила 45,6 процента от общей протяженности, по сравнению с уровнем 2011 года их доля увеличилась на 10,1 процентного пункта. Причиной ухудшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог местного значения является недостаточное финансирование дорожной деятельности. При этом во многих муниципальных образованиях не проводится диагностика состояния автомобильных дорог местного значения в соответствии с ОДН 218.0.006-2002 "Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог", что приводит к занижению значения показателя протяженности автомобильных дорог местного значения, не отвечающих нормативным требованиям.

Сеть автомобильных дорог на территории Свердловской области развита неравномерно: в южной части, более освоенной, автодорожная сеть развита лучше, чем в северных и северо-восточных районах. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием колеблется от 8 - 10 км на 1000 кв. км территории (Гаринский городской округ и Ивдельский городской округ) до 161 - 368 км на 1000 кв. км территории (муниципальное образование "город Екатеринбург" и прилегающие к нему городской округ Среднеуральск, городской округ Верхняя Пышма, Березовский городской округ, Белоярский городской округ, Каменский городской округ, городской округ Богданович, а также Невьянский городской округ и Ачитский городской округ).

334 населенных пункта Свердловской области не имеют круглогодичного автодорожного сообщения, что не позволяет организовать транспортное обслуживание населения регулярными перевозками. Для решения данной проблемы с 2012 года не менее 5 процентов от общего объема ассигнований Дорожного фонда Свердловской области направляется на проектирование и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования.

Автомобильные дороги ряда городов и других населенных пунктов Свердловской области в настоящее время используются для пропуска грузового транзитного движения. Это значительно усугубляет транспортную ситуацию в городах, ухудшает экологическую обстановку, существенно повышает аварийность и в целом снижает эффективность работы автомобильного транспорта. Грузовое движение осуществляется в пределах жилой застройки городов: Первоуральска, Асбеста, Полевского, Верхняя Салда, Качканара, Красноуфимска, Ирбита, Алапаевска, Тавды, Сухой Лог, Богдановича, Североуральска, Ивделя, Нижняя Салда, Верхняя Тура, а также в крупных поселках Верхняя Синячиха, Пышма, Шаля, Горный Щит, Верх-Нейвинский, Натальинск и других населенных пунктов. При этом улицы, являющиеся продолжением внегородских магистралей, зачастую имеют недостаточную ширину и их технические параметры не соответствуют уровню транспортной загрузки, в связи с чем требуется реконструкция улично-дорожной сети, а также строительство обходов населенных пунктов.

Недостаточный уровень развития дорожной сети на территории Свердловской области приводит к значительным потерям для экономики и населения и является одним из наиболее существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития отдельных территорий Свердловской области.

Увеличение уровня автомобилизации населения Свердловской области делает особо актуальной задачу увеличения пропускной способности автомобильных дорог общего пользования, в первую очередь в территориях высокой концентрации населения (Екатеринбургская, Нижнетагильская, Серовская, Каменск-Уральская агломерации) за счет увеличения протяженности (плотности) автомобильных дорог и повышения их технической категории.