В Свердловской области проживают представители 160 национальностей, при этом Средний Урал традиционно является территорией национального мира и согласия. Свердловская область - один из самых поликонфессиональных регионов Российской Федерации, здесь действуют более 740 религиозных организаций 20 религий.
В Свердловской области налажено сотрудничество с традиционными российскими конфессиями, прежде всего с Екатеринбургской митрополией Русской Православной Церкви, с мусульманскими и иудейскими организациями.
Создан и уже более 10 лет активно действует Консультативный совет по делам национальностей Свердловской области. Совет - один из первых в России общественно-государственных советов, созданных на уровне субъекта Российской Федерации для системного решения вопросов поддержания межнационального мира и согласия. В Свердловской области действуют более 100 национально-культурных организаций, ежегодно проводится День народов Среднего Урала, фестивали и праздники татарской, башкирской, марийской, немецкой, еврейской и других культур.
Исполнительные органы государственной власти Свердловской области оказывают активную поддержку общественным объединениям, участвующим в работе по развитию этнических культур, профилактике экстремизма. Особое внимание уделяется организации работы по гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений среди обучающихся и студентов в образовательных и молодежных организациях.
В Свердловской области создана Межведомственная комиссия по профилактике экстремизма, которая является координационным органом по обеспечению согласованных действий органов государственной власти Свердловской области, иных государственных органов Свердловской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, направленных на профилактику экстремистской деятельности.
Вместе с тем на фоне сложившейся социально-экономической ситуации в Российской Федерации в межнациональных отношениях региона сохраняется влияние следующих негативных факторов:
слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при увеличивающейся значимости этнической и религиозной самоидентификации;
сложное социокультурное самочувствие русского народа, неудовлетворенность его этнокультурных потребностей;
этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм;
рост националистических настроений в среде различных этнических общностей;
рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;
недостаточная координация на региональном уровне использования ресурсов в целях достижения гармонизации межнациональных отношений, укрепления гражданского единства многонационального народа российской нации;
сохранение (при высоком российском стандарте защиты языковых и культурных прав народов России) неудовлетворенности в среде отдельных народов уровнем обеспечения их культурно-языковых прав;
усиление негативного влияния внутренней миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в Свердловской области.
Для эффективного решения задач, направленных на укрепление единства российской нации, этнокультурное развитие народов, проживающих в Свердловской области, и профилактику экстремизма, необходимы целенаправленные системные государственные меры, поэтому для эффективной реализации государственной национальной политики и обеспечения устойчивого этнокультурного развития в Свердловской области необходимо применение программно-целевого метода.
Цель и задачи комплексной программы Свердловской области "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов, проживающих в Свердловской области" на 2014 - 2020 годы соответствуют приоритетным задачам развития Российской Федерации, которые определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", федеральной целевой программой "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 N 718 "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)", а также иными федеральными и региональными документами стратегического характера.
Сфера укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, этнокультурного развития и взаимодействия с общественными объединениями, созданными с целью сохранения и развития этнических традиций и языков народов России, проживающих в Свердловской области, нуждается в применении программно-целевого метода в связи со сложностью и многообразием решаемых задач.
Программа предполагает переход от имеющейся разрозненности отдельных мероприятий к проектно-целевому финансированию проектов и комплексов мероприятий в сфере государственной национальной политики в Свердловской области.
Практическая сторона реализации мер в сфере государственной национальной политики требует повышения роли общественных институтов, в том числе национально-культурных и религиозных организаций. Необходимо активное вовлечение национально-культурных и религиозных организаций в реализацию Программы и муниципальных программ, направленных на обеспечение системного участия институтов гражданского общества в социально ориентированной деятельности, включая вопросы укрепления гражданского и духовного единства российской нации, на противодействие экстремизму, воспитание патриотизма, сохранение духовных традиций народов России, интеграцию, адаптацию, социализацию и натурализацию мигрантов различной этнической и религиозной принадлежности.
В связи с тем, что заявленные в Программе задачи поддаются эффективному решению только в комплексе и с применением системного подхода, целесообразным представляется использование программно-целевого метода, который позволяет целостно учитывать и решать весь комплекс проблем.
Программа обеспечит координацию государственной национальной политики в Свердловской области, выработку региональных стратегий этнокультурного развития, поддержку диалога между органами государственной власти и общественными национальными и религиозными объединениями.
Программно-целевой метод создает системную основу для реализации государственной национальной политики и взаимодействия с этнокультурными и религиозными сообществами, поскольку обеспечивает реализацию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, которые носят межотраслевой характер и затрагивают все сферы государственной национальной политики, что позволит проводить единую федеральную политику в сфере межнациональных отношений, обеспечит эффективное межведомственное и межрегиональное взаимодействие и координацию в сфере реализации государственной национальной политики, включая вопросы укрепления единства российской нации, этнокультурного многообразия и противодействия экстремизму, в Свердловской области.
Программа определяет содержание и основные пути профилактики экстремизма и гармонизации межнациональных отношений, поддержки казачества на территории Свердловской области и направлена на дальнейшее формирование российской гражданской идентичности как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.