КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры
от 14.03.2014 N 89-п)
I. Общие положения
Концепция определяет цель, задачи, принципы и приоритетные направления развития системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - гражданские служащие, автономный округ).
Необходимость развития системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих вызвана потребностями органов государственной власти автономного округа в решении ключевых задач социально-экономического развития региона. Реализация этих задач напрямую связана с уровнем профессионализма гражданских служащих, способствующего инновационному развитию округа.
Реализация концепции предполагает повышение уровня профессиональной компетентности гражданских служащих, обеспечивающей эффективность государственного управления, в соответствии с проведением активной политики по развитию человеческого капитала, на основе применения современных образовательных технологий.
II. Современное состояние системы дополнительного
профессионального образования гражданских служащих
Современная модель системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих автономного округа представляет собой совокупность ключевых взаимосвязанных элементов:
государственная гражданская служба автономного округа (далее - гражданская служба), являющаяся как потребителем, так и заказчиком образовательных услуг;
образовательные организации, осуществляющие профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих;
социально-экономические механизмы, являющиеся связующими звеньями между потребителями услуг и образовательными организациями в системе дополнительного профессионального образования;
система организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих, включающая совокупность следующих подсистемных элементов: государственный заказ на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих, конкурсные процедуры по исполнению государственного заказа, заключение государственных контрактов на обучение по дополнительным образовательным программам, обучение, контроль оказания образовательных услуг;
совокупность взаимосвязанных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, государственных требований к содержанию и уровню подготовки обучающихся по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Институт гражданской службы не является рыночным институтом, так как обучение гражданских служащих не зависит от спроса и предложения на рынке труда и образовательных услуг. Тем не менее, необходимо учитывать основной рыночный принцип - эффективность применения финансовых ресурсов. Кроме того, потребность получения гражданскими служащими дополнительного профессионального образования обусловлена развитием гражданской службы, связанным с изменением функций, выполняемых гражданскими служащими, которая зависит, в том числе, от рыночных процессов.
Федеральным законодательством определен особый правовой статус и должностное предназначение гражданских служащих, которым предусмотрено, что они осуществляют профессиональную деятельность на должностях гражданской службы и получают денежное содержание за счет средств бюджета.
Дополнительное профессиональное обучение гражданских служащих носит обязательный характер, поскольку осуществляется в рамках исполнения ими должностных обязанностей, а также общности целей и задач по реализации органами государственной власти полномочий и функций. Кроме того, непрерывное образование необходимо для реализации принципа совершенствования профессионального мастерства гражданских служащих, закрепленного в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также является необходимой предпосылкой профессионального и должностного роста в системе гражданской службы.
Указанным Федеральным законом определено, что повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Данное требование в целом обеспечивается органами государственной власти автономного округа (далее - государственные органы), что позволило обучить на курсах повышения квалификации в 2010 году 697 гражданских служащих, в 2011 году - 1040 гражданских служащих, в 2012 году - 1343 гражданских служащих. Основанием для направления гражданского служащего на обучение по дополнительным профессиональным программам является его назначение на должность гражданской службы в порядке должностного роста, включение гражданского служащего в кадровый резерв, результаты аттестации.
Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих относится к кадровой работе, обеспечиваемой подразделением по вопросам государственной службы и кадров (далее - кадровая служба) государственного органа совместно с уполномоченным государственным органом автономного округа по вопросам государственной гражданской службы автономного округа (далее - уполномоченный орган).
Процесс организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих включает в себя:
разработку гражданскими служащими совместно с непосредственными руководителями индивидуальных планов профессионального развития на трехлетний срок, согласование их с кадровой службой и утверждение руководителем государственного органа;
составление кадровой службой программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, согласование их с уполномоченным органом и утверждение руководителем государственного органа;
подготовку кадровой службой ежегодных заявок на обучение, определение контингента гражданских служащих, направляемых на обучение, направление заявки в уполномоченный орган;
сбор и обобщение уполномоченным органом заявок на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих;
утверждение уполномоченным органом перечня приоритетных направлений и дополнительных профессиональных программ на год;
формирование уполномоченным органом государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих, расчет объема его финансирования;
организацию уполномоченным органом размещения государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих: подготовка и проведение торгов на оказание образовательных услуг, заключение государственных контрактов с образовательными организациями;
подготовку и утверждение уполномоченным органом графика обучения гражданских служащих на календарный год и направление его в государственные органы для обеспечения непосредственного направления гражданских служащих на обучение;
организацию кадровыми службами непосредственного направления гражданских служащих на профессиональную переподготовку и повышение квалификации, включающего в себя подготовку правового акта о направлении на обучение гражданского служащего;
организацию уполномоченным органом при участии подведомственного ему учреждения (в рамках государственного задания) контроля оказания образовательных услуг, оценку его эффективности и результативности;